Выбор пластичных смазок и таблица применяемости
Достижение максимальной эффективности в работе механизмов машин, узлов и деталей трения, требует правильного выбора пластичной смазки
Сведения о той или иной смазке, указанные в спецификации или ГОСТах, как правило, предоставляют лишь общие указания об её целесообразном использовании, при этом не принимаются во внимание реальные рабочие параметры всех элементов системы в их взаимосвязи друг с другом, что в целом влияет на общую работоспособность и эффективность. Несмотря на широкий спектр и разнообразие пластичных смазок, каждый продукт имеет свои качественные характеристики и особенности, и предназначен для кокретных условий эксплуатации
Обоснованный выбор пластичной смазки требует обширного представления и понимания всех связанных рабочих параметров: температуры, нагрузок, скорости вращения или скольжения, а также других особенностей эксплуатации. При использовании пластичной смазки для подшипников качения или скольжения, вязкость базового масла является одним из важнейших параметров. Для подшипников с большими диаметрами, работающих при более высоких скоростях скольжения и повышенных температурах, применяются базовые масла с меньшей вязкостью и наоборот. Тип применяемого загустителя предопределяет структуру и свойства пластичной смазки: температурную стабильность, водостойкость, температуру каплепадения, несущую способность и т.д. Предварительный выбор пластичной смазки может проводиться с использованием изложенной ниже информации и табличных данных.
Наименование | ГОСТ | Рабочий температурный диапазон, oC | Область применения | Особенности |
ГОСТ 3333-80 | -20 … +60 | Круглогодичное употребление для грубых, высоконагруженных узлов трения в тихоходных механизмах, в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях, винтах домкратов, сальниках водопроводных кранов, а также для резьбовых соединений с целью облегчения их монтажа и демонтажа. | Невысокая максимальная температура применения и ограниченная механическая стабильность. | |
ГОСТ 21150-2017 | -40 … +110 | В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих. | Многоцелевая универсальная смазка с хорошими консервационными и зашитными свойствами. | |
ГОСТ 9433-80 | -60 … +150 | Для узлов трения и различных механизмов без смены смазки, в том числе, работающих в глубоком вакууме; смазывание резиновых уплотнительных колец и сопряженные поверхности «металл-металл» и «металл-резина» | Плохие противоизносные свойства при трении скольжения, невысокая стабильность в контакте с агрессивными средами, недостаточная совместимость со смазками других типов. | |
ГОСТ 19774-74 | -40 … +180 | Для авиационных подшипников электромашин, подшипников качения при температурах +150…+180оС. | Низкая морозостойкость, склонность к термо- и влагоупрочнению. | |
ГОСТ 6267-74 | -60 … +90 | В узлах трения всех типов при малых и средних удельных нагрузках (основная авиационная смазка для самолетов и вертолетов), разнообразные механизмы, работающие при малых нагрузках и при низких температурах. | Невысокая максимальная рабочая температура и ограниченная механическая стабильность, не рекомендуется в условиях прямого контакта с водой и при относительной влажности более 80%. | |
ГОСТ 8551-74 | -20 … +50 | Для высоконагруженных механизмов, обеспечения и предохранения от спекания контактных и резьбовых соединений, эластомерных уплотнений. | Водостойкость, достаточная стабильность при контакте с концентрированными неорганическими кислотами и их парами, щелочами, спиртами, аминами и т.п.; не рекомендуется для работы в контакте с кислородом. | |
ГОСТ 20421-75 | -30 … +100 | В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих. | Хорошие противоизносные свойства и низкая испаряемость. | |
— | -40 … +200(230) | Легконагруженные узлы трения, краны арматуры, уплотнения резьбовых соединений, резиновые и сальниковые уплотнения. | Широкий температурный диапазон применения, хорошие защитные свойства во влажной и агрессивной среде, водостойкость и низкая склонность к испарению. |
Особенности продукта
Чтобы автомобиль служил долго и не доставлял особых проблем, отдельные детали требуют регулярной смазки. Именно по этой причине следует обязательно ознакомиться со всеми техническими характеристиками Литол 24. Регламент выпуска смазки описан в ГОСТ 21150 87. Она универсальна, применяется во многих сферах деятельности. Литол обладает водостойкостью, антифрикционным действием. Обычно ее применяют для обработки узлов, где необходимо предотвратить трение.
Литол 24 применяется не только для транспортных средств. Нередко смазку применяют в промышленных целях, судовых установках. Доказано, что она сохраняет свои высоких технические характеристики при температуре от -40 до +120 градусов. Литол 24 изготавливается методом загущения. В состав входят минеральное масло, литиевое мыло, а также ряд дополнительных присадок, защищающих от окисления.
При выборе Литол 24 обращайте внимание на цвет смазки. Качественный продукт имеет желтый или светло-коричневый оттенок. Настоятельно рекомендуем отказаться от приобретения смазки красного, синего, зеленого или других цветов
Настоятельно рекомендуем отказаться от приобретения смазки красного, синего, зеленого или других цветов.
Смазывающие составы для редуктора болгарки
Характеристики смазки
При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.
ГОСТовские параметры указаны в таблице:
Название характеристикиЗначение
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже | +180 |
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С | 892 г/смЗ |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 | 220-260 |
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 650 П*с (6500 П) |
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 280 П*с (2800 П) |
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более | 8 П«с (80 П) |
Предел прочности при +20аС | 500-1000 Па (5-10 гс/см2) |
Предел прочности при +80=С | более 200 Па (2 гс/см2) |
Коллоидная стабильность выделенного масла | до 12% |
Испаряемость при +120°С | до 6% |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | до 0,1% |
Массовая доля механических примесей | до 0,05% |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее | |
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) | 1410(141) |
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) | 630(63) |
индекс задира (Из), кгс | 28 |
Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.
Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.
В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.
Главным преимуществом Литола-24 является высокая механическая стабильность, за счет которой материал применяется в узлах, работающих под воздействием повышенных нагрузок.
Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.
Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.
Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.
Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.
Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:
- Не содержит в своем составе воды
- Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
- Устойчив к воздействию кипящей воды
- Не изменяет плотности при нагреве
- Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
- Обладает высокими уплотняющими свойствами
- Класс консистенции по NLGI-3
- Температура каплепадения не менее +180 °С
- Не проводит электричество
Характеристики безопасности “Литола 24”
В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).
Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:
- При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
- Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
- В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
- Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
- Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.
Аналоги. Достойная замена смазке
Литол-24 – достаточно «старая» смазка, не лишенная ряда недостатков. За последние 80 лет были разработаны более удачные вещества, с которыми мы и ознакомимся.
Солидол
Обладает устойчивостью к воде. Может использоваться для консервации узлов и деталей. Температура эксплуатации в пределах -30…65 0 С
Фиол-3
В состав входят специальные загустители, увеличивающие вязкость.
ЦИАТИМ-201
Эксплуатационные температуры -50…120 0 С, водостойкий
CASTROL LM, LMX
Включены присадки «EP» класса, увеличивающие устойчивость к нагрузкам
MOBILUX EP2, EP3
Универсальная смазка, не теряет свойств при температурах в пределах -20…120 0 С. Предельная нагрузка 40 lb.
Читать также: Не работает степлер канцелярский
BEACON-3
Эксплуатация при температурах от -30 до +130 °С. Может применяться в среде повышенной вибрации.
TEXACO HYTEX EP-2
Противозадирная литиевая смазка, защищает детали от окисления и хорошо проникает в мельчайшие полости при отрицательных температурах.
Заменять Литол-24 импортными аналогами нерентабельно ввиду их высокой стоимости. При этом отечественная смазка вполне справится с функциями иностранной смазки, подарив ощутимую финансовую выгоду.
Смазка Литол 24: характеристики
Литиевая 24-я смазка, изготовленная по ГОСТу 21150-87, обладает следующими физическими и химическими характеристиками:
Название характеристики | Значение |
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Температура каплепадения, °С, не ниже | +180 |
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С | 892 г/см3 |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 | 220-260 |
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 650 П•с (6500 П) |
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 280 П•с (2800 П) |
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более | 8 П•с (80 П) |
Предел прочности при +20°С | 500-1000 Па (5-10 гс/см2) |
Предел прочности при +80°С | более 200 Па (2 гс/см2) |
Коллоидная стабильность выделенного масла | до 12% |
Испаряемость при +120°С | до 6% |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | до 0,1% |
Массовая доля механических примесей | до 0,05% |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее | |
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) | 1410 (141) |
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) | 630 (63) |
индекс задира (Из), кгс | 28 |
Набухание резины марки 26-44, % | |
изменение объема | ±8 |
изменение твердости | ±8 |
Дополнительные особенности при использовании смазки ЛИТОЛ 24:
- Благодаря в составе смазки антиокисляющих веществ, при ее использовании защищены поверхности металлов и самой смазки от окисления и дальнейшей коррозии.
- Благодаря тому, что при изготовлении не добавляется вода, Литол 24 не оседает и не густеет.
- Устойчивость к механическим, химическим и коллоидным воздействиям.
Коллоидная устойчивость — это долгое время сохранять свои свойства, то есть из состава ничего не выделяется.
- Благодаря высокому температурному рабочему режиму, со литол 24 не портится даже, если на нее налить кипящую воду.
- Еще очень хороший показатель — смазка не изменяет свою плотность, даже при большом нагреве.
- Благодаря высокой прочности, имеет хорошее сопротивление на обрыв или сдвиг.
- Хорошие уплотняющие показатели.
- По классификации NLGI литол 24 относится к третьему классу консистенции.
Самый популярный отечественный завод ОАО «АВТОВАЗ» рекомендует использовать, именно, смазку ЛИТОЛ 24, так как она подходит по требованиям Фиат-Ваз № 555-88.
Производители могут незначительно изменять пропорции и сами добавки при создании смазывающего вещества, но в стандартном составе обязательно должны быть: масло минеральное; мыло литиевое оксистеариновой кислоты; присадки, защищающие от окисления и присадки, создающие необходимую вязкость.
Безопасно ли использовать ЛИТОЛ 24?
Что касается безопасности, то данная смазка считается малоопасной. Она относится к 4-му классу опасности. Это значит, что в том состоянии, в котором она должна быть, то есть не жидкой, она не причиняет вреда окружающей среде и людям.
Как правильно и безопасно применять Литол 24?
- Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
- Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
- При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
- При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
- Литол 24 не проводит электрический ток.
Область применения
Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.
- подшипники скольжения и качения (как закладные, так и открытые в корпусе);
- любые шарниры вне зависимости от нагрузки;
- шестерни (за исключением коробок передач и трансмиссионных узлов);
- передачи типа «шестерня-рейка»:
- полозковые поверхности индустриальных машин – Литол практически вне конкуренции;
- электрические контактные узлы.
Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола – видео
И, разумеется, основное применение консистентных смазок – автомобили.
- настраиваемые (регулируемые) подшипники ступичных узлов;
- подшипники качения полуосей;
- шарниры равных угловых скоростей;
- опорные подшипники и крестовины карданного вала;
- шарнирные соединения рулевого механизма (при наличии пресс-масленок);
- рулевая рейка (под защитными пыльниками);
- протяжные механизмы (тросики в оболочке, тяги и пр.);
- петли дверей, крышек;
- закладные герметичные подшипники;
- подшипники скольжения (кроме «постели» карданного вала);
- подшипники генератора и прочих навесных механизмов двигателя;
- различные направляющие (механизм стеклоподъемника, люка и пр.);
- точные исполнительные механизмы, имеющие малую осевую нагрузку;
- замки дверей;
- электрические колодки и разъемы (прямо по контактам);
- клеммы аккумулятора (для защиты от окисления).
Это интересно: Как производится замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2110 (8 и 16 клапанов): диагностика неисправности
Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.
В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.
Литол также используется снаружи, на неподвижных гаечных соединениях. Благодаря водоотталкивающим свойствам и хорошей адгезии – консистентная смазка неплохо защищает от коррозии резьбовые соединения. Слой не разрушается даже при воздействии солнечных лучей.
Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.
Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!
Незаменимая смазка для автотранспорта
Благодаря идеальному соотношению эксплуатационных свойств, характеристик и цены Литол стал незаменимым спутником советского, а теперь и российского автопрома. Более надежного и дешевого смазочного материала для подшипников качения, и скольжения в целом мире не найти.
Государственные стандарты на Литол-24 были приняты еще в далеком 1987 году и с тех пор они мало в чем поменялись. Потому что этот смазочный материал доказал на деле, что лучше его ни что не справится с нагрузками в подшипниках. Поэтому практически во все ступичные, опорные подшипники автомобиля Литол-24 идет в качестве набивки. Затем для увеличения эффекта рекомендуется полученные детали тщательно промазать этой же смазкой. Не обходится без Литола отечественное автомобилестроение при смазке карданных крестовин, шаровые опоры и другие резьбовые соединения рулевого управления и ходовой. В этих узлах Литол-24 выполняет не только эффект смазки, но и антикоррозионное действие. Иными словами, характеристики и лидирующие позиции данного смазочного материала в российском автопроме, неоспоримы. Но стоит помнить, что в ШРУСах применяется смазка на молибденовой основе, а не литиевой. Большинство автолюбителей солидарны с отечественными инженерами-конструкторами и используют Литол и его особенности не только при ремонте транспортных средств, но и в бытовых нуждах. Ведь в составе этой смазки отсутствуют аллергенные вещества.
Также подкупает и срок годности смазочного материала, который производителем ограничен 5 годами. На самом деле при правильном хранении эта смазка не имеет ограничений по применению. Поэтому Литол-24 РК идеально подходит в качестве консерванта металлических конструкций, изделий. Единственное, что нужно помнить при работе с Литол это то, что он является производным нефти, а соответственно нужно учитывать все последствия от контакта с бензольными кольцами.
Формы выпуска и артикулы
Литол от производителя — это смазка в разных тарах. В зависимости от объема она выпускается в следующих формах:
- тюбики по 100 — 300 г;
- полимерные и металлические (реже картонные) упаковки 400 г — 10 кг;
- канистры и баррели от 15 до 180 кг.
Некоторые производители делают выпуск в литрах.
Каждый изготовитель присваивает своему продукту артикул (товарное наименование). Оптовые поставщики стараются придерживаться их маркировки. Но мелкие распространители часто его меняют на свой индекс, и здесь нужно быть внимательнее. Проверить артикул на соответствие можно на сайте производителя.
Артикли литолов по производителям
Газпромнефть:
- тюбик – 100 гр. – 2389906978;
- дой-пак – 150 гр. – 2389907079;
- тюбик – 150 гр. – 2389901373;
- дой-пак – 300 гр. – 2389907073;
- тюбик – 350 гр. – 2389901374;
- картридж (туба) – 400 гр. – 2389906872;
- ведро металл – 4 кг. – 2389906898;
- ведро металл – 8 кг. – 2389906897;
- ведро металл – 18 кг. – 2389904078;
- бочка полимер – 45 кг. – 2389901377;
- бочка металл 170 кг 2389901378.
Лукойл:
- ведро пластик – 5,6 л. – 1469696;
- ведро пластик – 10,7 л. – 1470311;
- канистра полимер – 20 л. – 1500183;
- бочка металл – 210 л. – 1648260.
НЗСМ:
картридж (туба) – 400 гр. – 4627142250290.
LuxeOil:
- тюбик – 100 гр. – L 12772;
- тюбик – 160 гр. – 726;
- тюбик – 250 гр. – 708;
- тюбик – 360 гр. – 727;
- картридж (картуш) – 400 гр. – 702;
- банка металл – 400 гр. – 702;
- банка металл – 800 гр. – 704;
- банка полимер – 850 гр. – 712;
- банка полимер – 5 кг. – 710;
- банка полимер – 2 кг. – 711;
- банка полимер – 9,5 кг. – 709;
- ведро металл – 17,5 кг. – 6005.
Oilright:
- тюбик – 100 гр. – 6001;
- тюбик – 160 гр. – 6090;
- тюбик – 250 гр. – 6010;
- тюбик – 250 гр. – L 62146;
- тюбик – 360 гр. – 6091;
- ведро пластик – 800 гр. – 2942;
- банка пластик – 800 гр. – 6003;
- банка пластик – 2 кг. – 6004;
- ведро пластик – 5 кг. – 6051;
- ведро пластик – 9,5 кг. – 6050;
- бочка картонная – 21 кг. – 6052.
Sintec:
- тюбик – 100 гр. – 631031;
- тюбик – 250 гр. – 663322;
- банка пластик – 800 гр. – 800401;
- банка пластик – 2,5 кг. – 81827;
- ведро пластик – 5 кг. – 81828;
- ведро пластик – 9,5 кг. – 99000;
- ведро пластик – 18 кг. – 90053;
- ведро металл – 18 кг. – 80409.
Преимущества и недостатки
Споры о качествах Литола и возможности его использования в современных автомобилях строятся вокруг достоинств и недостатков смазки, изготавливаемой по рецептуре прошлого века.
Минусы
Отдельно стоит сказать о том, что производство Литола 24 сегодня не регулируется госстандартом в обязательном порядке. Многие изготовители не соблюдают ГОСТ, заменяя его ТУ. Это вызывает противоречивые отклики.
С одной стороны, смазку можно улучшить с помощью добавок: так производят Литол-24М с модификатором трения (ТУ 0254-015-00148820-99). С другой – покупатель рискует приобрести некачественный продукт из неизвестного сырья.
Смазка Литол 24: характеристики и применение на автомобиле
Разнообразие смазочных составов в автомобильных магазинах может напугать неопытного водителя. На витринах специализированных магазинов можно увидеть сотни различных смазок, каждая из которых имеет свои преимущества. Существуют как специализированные смазки, которые создатели рекомендуют использовать на одном конкретном узле, так и универсальные варианты. У них разные составы, производители, упаковки, консистенции и многие другие параметры. В рамках данной статьи рассмотрим одну из популярных универсальных смазок – Литол 24, ее сферу применения в автомобилях, а также основные характеристики.
Литол 24: состав
Автомобильная смазка Литол 24 присутствует в свободной продаже уже десятки лет, начиная с 70-х годов 20 века. Она активно используется не только автомобилистами, но и электротехниками, а также специалистами по ремонту железнодорожных составов, различных производственных установок, кораблей и прочего.
Литол 24 с точки зрения состава – это очень простая (во многом, из-за этого и недорогая) смазка, которая состоит из пары компонентов. Основа состава – это машинное масло, в которое добавляется литиевое мыло в качестве загустителя. Могут использоваться в смазке Литол 24 всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, который выпускает продукт. Загуститель позволяет добавиться необходимой вязкости вещества, чтобы им было удобно пользоваться, и оно в процессе эксплуатации не «сползало» с деталей.
Литол 24: характеристики
Главное преимущество смазки Литол 24 перед конкурентами – это повышенная механическая стабильность. За счет этого состав можно применять, в том числе, в механизмах, где присутствует серьезная нагрузка.
Рабочая температура смазки Литол 24 находится в промежутке от минус 40 градусов по Цельсию до плюс 120 градусов. За счет этого ее можно использовать, например, в подшипниках, где высокая температура в процессе работы, а также в подвеске автомобиля.
Обратите внимание: Несмотря на предел работы состава от минус 40 градусов по Цельсию, он уже немного теряет свои свойства при температуре в минус 30 градусов. Но, поскольку в процессе работы автомобиля все ключевые детали, которые смазываются данным составом, нагреваются, повышается и температура смазки, вместе с чем возвращаются ее свойства
Стоит также отметить, что Литол 24 практически невосприимчив к попаданию влаги. В процессе работы состав образует пленку, которая не смывается водой, например, при попадании брызг из лужи.
Еще одно полезное свойство смазки Литол 24 – антикоррозийное. За счет него Литол 24 часто используют при необходимости «законсервировать» деталь на длительное хранение. Ее смазывают составом, что позволяет снизить вероятность возникновения ржавчины.
Важно: На смазке Литол 24, практически любого производителя, можно встретить надпись, что срок хранения состава – 5 лет. Но на практике это не так
Литол 24 может храниться значительно дольше, не имея четкого срока годности по хранению. Если вы используете смазку, которой значительно больше, чем 5 лет, убедитесь, что по консистенции она не изменилась, и после этого ее можно спокойно использовать.
Где используется Литол 24 в автомобиле
Состав Литол 24 широко используется автомобилистами, и это одна из наиболее распространенных «базовых» смазок, которые можно встретить в автосервисах.
Основное место использование состава – подшипники, при этом самые различные. Хорошо проявляется себя Литол 24 внутри опорного подшипника, в том числе может использоваться для главной работы подшипника водяной помпы. Во время сбора (или при устранении неисправности) подшипники набиваются смазкой Литол 24, а после в полость над подшипниками рекомендуется уложить дополнительный слой состава. Это позволит максимизировать срок службы подшипника.
В автомобилях с передним приводом Литол 24 закладывается в пыльники. В заднеприводных автомобилях им зачастую специалисты и производители автомобиля смазывают крестовину кардана. Учитывая высокую стойкость к механическим воздействиям, Литол 24 может долго сохранять свои свойства в подобных элементах подвески.
Применяют Литол 24 при работе с резьбовыми и шарнирными соединениями. Его можно использовать для смазки шаровых соединений рулевого управления, забив состав в пыльники. При использовании смазки на резьбе, себя хорошо проявляют его антикоррозийные свойства. Резьбовые соединения не ржавеют с течение времени, что позволяет в последствие проще их снять.
Характеристики литиевых смазок
Литиевые смазки характеризуются следующими эксплуатационными свойствами:
- Термостойкость. Литиевые смазки могут успешно применяться в самых суровых климатических условиях, начиная от морозных северных широт, в которых температура воздуха опускается до минус 60 °С, до горячих цехов, в которых механизмы должны выдерживать температуру более 100 °С.
- Вязкость. Литолы оптимальным способом обволакивают поверхности металлических деталей, защищая их от воздействия неблагоприятных факторов агрессивной среды. Данное свойство литийсодержащие эмульсии сохраняют как при низких, так и при высоких температурах.
- Химическая устойчивость. Специальные присадки позволяют защищать металлические детали от окисления воздухом и водой. В то же время, отдельные виды литолов, могут неблагоприятно повлиять на пластиковые или алюминиевые элементы, что может ограничить область их применения только металлическими (не алюминиевыми) узлами.
- Простота очистки деталей. Большинство литиевых смазок легко смываются обычной водой, что упрощает и удешевляет процедуру очистки деталей.
- Способность к восстановлению. Литиевая смазка может восстанавливать молекулярные связи на поверхности трущихся деталей, что является основным условием восстановления их работоспособности, профилактики разрушения и продления срока службы.
: Двигатель ест масло: почему и что делать?
Как правильно и безопасно применять Литол 24?
- Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
- Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
- При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
- При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
- Литол 24 не проводит электрический ток.
В плане безопасности Литол относится к 4 классу. Это означает, что данная смазка безвредна для окружающей среды и человека. Но, тем не менее, при работе с ней нужно придерживаться действующих требований охраны труда на предприятиях. Помещения, в которых ведутся работы со смазкой должно иметь приточную и вытяжную систему вентиляции.
Не следует забывать и о том, что Литол-24 горюч. Его температура вспышки в открытом состоянии составляет +199 °С, в закрытом – +183 °С. В случае возгорания тушение можно производить пенами ПО-3А или ПО-1Д, а также распыляя воду.
Литол-24 широко используется в промышленности, автомобилях и даже быту. В некоторых закрытых подшипниках он закладывается на весь срок службы узла. Смазка наиболее востребована при обслуживании подшипников качения и скольжения всех видов, узлов трения электрических машин и индустриальных механизмов, узлов транспортных средств и техники, зубчатых передачах, шарнирах и т.д.
В автомобилях Литол используют для обслуживания следующих узлов:
- Осей
- Валов
- Подшипников скольжения
- Петель
- Тросов управления в оболочке
- Шлицевых соединений
- Шарниров подвески и рулевого управления, которые снабжены пресс-масленками
- Подшипников оси октан-корректора распределителя зажигания
- Подшипников стартера и генератора
- Подшипников промежуточной опоры карданного вала
- Нерегулируемых подшипников полуосей
- Регулируемых подшипников ступиц и т.д.
Это интересно: Троит в сырую погоду: причины по которым плохо заводится и нестабильно работает или не заводится в сырую погоду
В каких узлах нельзя применять Литол 24
Данную смазывающее вещество нельзя использовать для смазки шарниров равных угловых скоростей в гранатах, в шрусах. В шрусах следует использовать молибденовую смазку, но никак не литиевую. К литиевым смазкам также относится Циатим 201, а вот Циатим 221 относится к кальциевой.
Для консервации литол 24 также нельзя использовать. В этом случае надо использовать его подвид, то есть Литол 24 РК.
Автомобильные детали и узлы, которые надо смазывать литолом 24
- регулируемые подшипники ступицы колес;
- нерегулируемые подшипники полуосей;
- промежуточные подшипники кардана;
- подшипники в генераторе;
- подшипники стартера;
- подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
- рулевые шарниры и подвески с пресс-масленками;
- шлицевые пары;
- тросики;
- подшипники скольжения;
- оси;
- валики;
- пыльники;
- болты и гайки.
В переднеприводных автомобилях смазывают пыльники, их полностью забивают этой смазкой.
В автомобилях с ведущими задними колесами эту смазку используют для смазки крестовины кардана.
Преимущества и недостатки
Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.
Достоинства | Недостатки |
|
Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28.
Заниженные показатели при сваривающих нагрузках. Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения. |
К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.