Уникальный по конструкции токарно-винторезный прецизионный станок 16б16кп

Конструктивные узлы и механизмы станка

Все элементы конструкции токарно-винторезного станка 16Б16КП указаны в его паспорте. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Несущая станина оборудования

Данный элемент станка изготовлен из чугуна методом литья, имеет коробчатую конструкцию, внутри которой выполнены П-образные ребра, увеличивающие его жесткость. В верхней части станины имеются две плоские и две призматические направляющие, которые тщательно отшлифованы и подвергнуты закалке. Станина закреплена на одной тумбе. В нишу, расположенную с правого торца последней, вмонтирован электрический двигатель, отвечающий за ускоренные перемещения продольных салазок. На задней части станины находятся коробка скоростей агрегата (у левого торца) и станция смазки (у правого). Электрический двигатель, отвечающий за привод главного движения, располагается во внутренней части тумбы станины. Система охлаждения станка, которая включает емкость для СОЖ и насос, также находится в станине – в нише со стороны правого торца ее тумбы.

Токарно-винторезный станок 16Б16КП

Коробка подач

Важнейшие элементы данного узла токарно-винторезного станка – зубчатые колеса, получающие свое вращение от выходного вала коробки передач, расположенной в . Рукоятки на лицевой части коробки подач позволяют регулировать следующие технические параметры: величину подач и шаг резьбы, которая нарезается; выбор типа резьбы, включение ходового вала или валика; направление вращения, совершаемого ходовым винтом. При необходимости нарезания резьбы с более точными параметрами технические характеристики коробки подач 16Б16КП позволяют подключать ходовой винт напрямую, не задействуя зубчатые колеса. В конструкции коробки подач имеется специальная обгонная муфта, которая отвечает за отключение механизма коробки при выполнении быстрых передвижений суппорта, совершаемых в обратном направлении.

Коробка передач

Данный узел станка отвечает за обеспечение вращения вала коробки подач (приводного), которое передается от механизма передней бабки. Если на агрегате нарезается метрическая и дюймовая резьба, в коробке передач используется основной набор зубчатых колес, для модульной и питчевой применяется дополнительный. Защитный кожух данного узла 16Б16КП оснащен блокировочной системой, которая предотвращает случайное включение оборудования при отсутствии данного заградительного устройства или при его нахождении в открытом состоянии.

Коробка скоростей 16Б16КП

Задняя бабка

Этот узел станка соединяется с его станиной при помощи рукоятки, которая связана с эксцентриком и системой рычагов. Контролировать положение задней бабки, закрепленной на станине оборудования, можно посредством грубой проверки – по отмеченным при сборке станка местам, а также наиболее точно – при помощи специальной оправки, зафиксированной в центрах оборудования. Расхождение между осями вращения шпиндельного узла и осью задней пиноли не должно быть больше 0,1 мм.

Суппорт

Этот важный узел токарного станка обеспечивает фиксацию режущего инструмента, его перемещение в продольном и в поперечном направлениях. Приходить в движение суппорт может от ручного или механического привода. Продольные салазки фиксируют в любом месте станины, для чего используется специальный винт.

Суппорт с резцедержателем

Устройство для защиты от стружки

Поскольку в ходе токарной обработки образуется стружка, в 16Б16КП есть устройство, обеспечивающее защиту самого станка и его суппорта от мелких металлических частиц.

Внимания также заслуживает устройство, отвечающее за переключение передач станка. Оно отличается высокой надежностью, а также делает работу оборудования бесперебойной. Перечислим примечательные особенности такого механизма (его характеристики  подробно описаны в паспорте оборудования).

  • Управляется работа данного узла при помощи рукоятки, которую можно найти на панели отдельного электрического шкафа.
  • За ручной выбор частоты вращения шпинделя отвечают три рукоятки.
  • Специальная пружина в конструкции данного узла обеспечивает выборку люфта в подшипниках.
  • Вращение шпиндельного узла происходит на двух роликовых подшипниках конического типа.
  • Вращение на приемный шкив шпиндельного узла, частота которого может регулироваться по 12 ступеням, передается через шестерню-муфту, что может осуществляться напрямую или с перебором – 1:4 или 1:16.

https://youtube.com/watch?v=bS-cJbgKmdU

16Б05П токарно-винторезный станок повышенной точности. Назначение, область применения

Станок изготовлен по ТУ2-024-5079-78, ГОСТ 12-2-009.80, ГОСТ 7599-82. Разработчик — Одесское СКБ специальных станков.

Предназначен для выполнения различных токарных работ высокой точности, выполняемых в центрах, цанге, патроне и планшайбе, а также для нарезания метрических, дюймовых и модульных резьб.

Станок обеспечивает качество обрабатываемой поверхности и точность работы (точность размеров, геометрических форм) высокого класса.

Применяется на предприятиях приборостроительной, радиотехнической, инструментальной промышленности и точного машиностроения.

Универсальный токарно-винторезный станок 16Б05п позволяет производить следующие виды работ:

  • Проточку и расточку цилиндрических и конических поверхностей
  • Подрезку торцов
  • Отрезку
  • Нарезание метрических, модульных и дюймовых резьб
  • Сверление и ряд других работ

Основные характеристики токарно-винторезного станка 16Б05п

  • Наибольший диаметр заготовки типа Диск, обрабатываемой над станиной — Ø 250 мм;
  • Наибольший диаметр точения заготовки типа Вал над верхней частью суппорта — Ø 145 мм;
  • Расстояние между центрами — 500 мм;
  • Мощность электродвигателя привода шпинделя — 1,5 кВт, 1400 об/мин;

Шпиндель станка 16Б05п получает 4 диапазона бесступенчатых скоростей вращения в прямом и обратном направлении в диапазоне — 30..3000 об/мин (30..125, 90..375, 240..1000, 720..3000).

От электродвигателя вращение поступает на входной шкив вариатора. С выходного шкива вариатора на приемный шкив передней бабки поступает 2 диапазона скоростей — 240..1000 и 720..3000 об/мин. Перекючение диапазонов скоростей осуществляется Рукояткой переключения скорости вариатора, бесступенчатое управление скоростью осуществляется Маховичком изменения чисел оборотов шпинделя на передней стенке вариатора.

В передней бабке вращение от приемного шкива на шпиндель поступает либо напрямую через муфту прямого включения шпинделя либо через шестерни перебора. Передаточное отношение перебора передней бабки равно 1/8. Управление перебором и муфтой прямого включения осуществляется одной рукояткой на передней стенке бабки. Таким образом перебор передней бабки добавляет шпинделю еще 2 диапазона скоростей — 30..125 и 90..375 об/мин.

Передний конец шпинделя выполнен по ГОСТ 12593 (Концы шпинделей фланцевые под поворотную шайбу и фланцы зажимных устройств) (DIN 55027, ИСО 702-3-75) под поворотную шайбу, с центрирующим коротким конусом:

  • Номинальный диаметр конуса D = 63,513 мм, условный размер конца шпинделя — 4
  • Стандартный диаметр токарного трехкулачкового патрона по ГОСТ 2675—80 — Ø 125 и Ø 160 мм, исполнение — тип 2 (под поворотную шайбу)
  • Диаметр сквозного отверстия в шпинделе — Ø 26,5 мм;
  • Наибольший диаметр обрабатываемого прутка — Ø 26 мм;
  • Внутренний (инструментальный) конус шпинделя — Морзе 4;
  • Пределы чисел прямых и обратных оборотов шпинделя в минуту (бесступенчато) — 30..3000 об/мин;
  • Торможение шпинделя — есть.

Коробка подач обеспечивает, нарезание метрической, дюймовой и модульной резьбы без применения сменных шестерен.

  1. Резьба метрическая с шагом от 0,2 до 28 мм;
  2. Резьба дюймовая от 5 до 96 ниток на 1 дюйм;
  3. Резьба модульная от 0,1 до 14 модулей;
  1. Продольные подачи 0,2..0,35 мм/оборот (28 ступеней);
  2. Поперечные подачи 0,01..0,175 мм/оборот (28 ступеней).

Станок предназначен для использования в климатических условиях — У.4.1. по ГОСТ 15150—69

Основные конструктивные особенности.

  • Установка вариатора на специальной плите, не имеющей контакта с тумбой, а также независимая подвеска фартука станка обеспечивают снижение уровня вибрации при обработке и повышают качество обрабатываемой поверхности.
  • Коробка подач обеспечивает возможность нарезания большого количества метрических, модульных резьб и получения широкого диапазона продольных и поперечных подач без смены шестерен гитары. Шпиндель установлен в оригинальных радиальных и упорных гидростатических подшипниках, что в сочетании с жесткой конструкцией станка позволяет производить уникальную по точности токарную обработку.

В автоматическую линию не встраивается.

Класс точности П по ГОСТ 8—82Е.

Назначение и область применения токарно-винторезного станка

Токарный прецизионный станок 16Б16КП предназначен для чистовой – финишной обработки деталей круглой формы:

  • чистовая обработка цилиндрических и конических поверхностей;
  • подрезка;
  • обработка торцов;
  • нарезка метрической и дюймовой резьбы резцом и плашкой;
  • точение питчевых резьб;
  • сверление в оси со стороны задней бабки;
  • расточка.

Высокая точность регулировки шага позволяет нарезать многозаходные резьбы на винтах. Инструмент стремительно выводится из рабочей зоны, не задевая соседнюю поверхность, благодаря механизму быстрого отвода резцедержателя.

Важно!
Модель станка 16Б16КП выпускается в тропическом варианте – работа в условиях высоких температур и влажности.

Шпиндельная бабка

Узел запускается коробкой скоростей ременной передачей и приемочным шкивом 7 с уплотнением 4. Выбор осевого люфта в подшипниках осуществляется пружиной 4. Узел от приемочного шкива муфтой 5 приобретает 12 вращательных скоростей; ещё 12 — посредством колес 5, 8, 16, 15 с переборкой 1:4, а 12 — колес 5, 8, 11, 10, 13, 14, 16, 15 с переборкой 1:16. Запуск переборочных групп, муфты 12 или отключение шпинделя для разделения на заходы при нарезке резьб делается с использованием рукоятки переводками через рычажный механизм, который управляется кулачками.

Прочное фиксирование рукояточной оси, предотвращающей проворачивание, обеспечивает подпружиненный шарик, располагающийся на задней стенке корпуса станины машины в стакане. Вращение шпиндельного устройства происходит с помощью 2 роликоподшипников 18 и 21. Выборка зазора в подшипниках осуществляется пружинами 20. Передачи осуществляют колеса 1, 2, 22, 23, 24 и вышеперечисленные колеса. Шпиндель, обладающий фланцевым концом и сделанный по ГОСТ, способствует скорой смене и устойчивому закрепление планшайбы. Устройство позволяет нарезать:

  • резьбу с повышенным шагом в 4 и 16 раз;
  • правые и левые резьбы;
  • многозаходные резьбы при работе с переборками 1:4 и 1:16 с количеством заходов 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30, а при работе напрямую — с количеством заходов 2, 3, 4, 6, 12.

Технические характеристики оборудования

Винторезная машина имеет широкий спектр техособенностей:

  • мощность электрического мотора обеспечивает функционирование привода основного хода и достигает 7,5 кВт. А сам привод, ответственный за передвижение суппорта, имеет мощность 0,37 кВт. Электрический мотор же для смазочного механизма – 0,12 кВт;
  • предельная длина обтачиваемой заготовки – 1,46 метра, а предельные размеры изделия, закрепляемые в центрах машины, 1,5 метра;
  • автоматическая коробка передач;
  • нарезка резьбы проходит с помощью выбора работником шага, устанавливающимся им исходя из вида заготовки;

  • максимальное сечение обтачиваемой над станиной заготовки не должно быть более 40 сантиметров, а над суппортом – 21 сантиметра;
  • количество обращений шпиндельного устройства в прямом движении – от 25 до 2500 об./мин., а в реверсивном – от 25 до 1250 оборотов в мин.;
  • в прямом движении шпиндельное устройство обладает 21 степенью скорости, а в реверсивном – 18;
  • привод машины – от 2-скоростного электромотора вместе с коробкой скоростей и переборкой, программирующей 12 степеней частот оборотов шпиндельного механизма в любом из 2 диапазонов;
  • поперечные подачи варьируются от 0,025 до 1,4 мм, а продольные – от 0,05 до 2,8 мм на вращение;

  • диапазон передвижения суппорта по винту составляет 75 сантиметров (вдоль) и 22 сантиметров (поперёк). Максимальный отрезок его передвижения по валику – 50 сантиметров;
  • подшипники качения создают жесткую и высокоточную опору;
  • направляющие кареток и пары качения винтов обладают импульсивной автосмазкой;
  • привод подач обеспечивает бесступенчатую регулировку подач;
  • загруз и выгрузка деталей осуществляется вручную.

Данные технические параметры дают возможность машине пользоваться популярностью даже через 50 лет с даты её выпуска. Буквы «К» и «П» в названии машины обозначают, что имеется копировочный механизм и увеличенная степень точности соответственно. Винторезная машина способна функционировать от сети с напряжением 220, 380, 400, 415 и 440 В. Она характеризуется современной эргономичной структурой и отличается удобством в эксплуатации и управлении.

Габариты и вес машины

Винторезная машина имеет небольшие размеры и вес для станка с подобным функционалом:

  • ширина – 1110 миллиметров;
  • высота – 1505 миллиметров;
  • длина – 2270 миллиметров;
  • масса – 2 тонны.

Назначение и область применения

Станок 16б16кп предназначается для исполнения разных токарных работ в центрах, цангах или в 3 или 4-кулачковом патроне, для нарезки разной резьбы плашкой либо метчиком. Непохоже на большинство иных марок, подобная машина предназначается для более тщательного обтачивания, в связи с чем его не рекомендуется применять в черновую. Обычно он устанавливается в небольших мастерских по ремонту. После обрабатывания на токарной машине изделия отличаются прекрасной чистотой поверхностей.

Схема электрическая

Основной электродвигатель работает от трехфазного тока напряжением 380/220 В. Он приводит в движение основные рабочие узлы:

  • вращает шпиндель через коробку передач;
  • перемещает суппорт и салазки через вал и винт.

Двигатель включается и выключается на передней панели станка. При отключении – нажатии на кнопку «Стоп», цепь размыкается, ток перестает поступать на обмотку и включается торможение.

От основного привода, через понижающий трансформатор, работает освещение станка – светильник на гибкой ножке с лампочкой в 36 В. Он установлен на задней части суппорта и перемещается вдоль станка вместе с резцом.

Второй двигатель запускает насосы системы смазки и охлаждения. Он включается автоматически в начале работы оборудования.

Электрооборудование имеет защиту:

  • нулевую на катушках пускателя;
  • тепловое реле от перегрузок;
  • автоматы и плавкие вставки от короткого замыкания.

Важно!

Все электрооборудование подключается к контуру заземления.

Коробка скоростей

Данный узел на 6 степеней устанавливается в обособленном корпусе и закрепляется сзади к внешней стенке левой поперечной грани. Для натягивания ремня, который идет от коробки к шпиндельному устройству, она способна совершать движение вертикально с применением винта. Устройство запускает 2-скоростной электрический двигатель через ременную передачу. Шкив 16, взаимосвязанный со ступицей 15, производит передачу вращательного хода валу 14, легко идущему через вал-гильзу 20.

Вал 14 взаимосвязан с муфтой 25, при запуске которой ход с него переходит увязанному с ней валу-гильзе 20 через полумуфту 24. Данный узел позволяет произвести 6 скоростей на шкиве 13. Ход путём ременной передачи поступает на шкив бабки. С валом 4 увязана производящая устойчивое и оперативное торможение машины муфта 3 с винтом 12. Все колеса 7-11, 18, 19, 22 произведены из сталей, подвергшихся температурному обрабатыванию с дальнейшей шлифовкой, а также легированию. Смазывание элементов происходит от насоса с использованием полива.

2 Особенности конструкции

Основными конструктивными узлами станка 16К20 являются: передняя и задняя бабка, фартук, суппорт. Внутри передней бабки установлен блок шпинделя и коробка скоростей. В конструкции агрегата установка и центровка патронов выполняется посредством конической шейки, центров — с помощью конического отверстия выполненного в конфигурации конуса Морзе 5.  Для настройки цепи подач на нарезание разных типов резьбы (метрической, дюймовой, питчевой) используется гитара с сменными зубчатыми колесами.

Вращение ходового вала преобразовывается в поступательное движение суппорта посредством фартука. Сам суппорт является узлом, фиксирующим рабочий инструмент — резец, и передающий на него движение подачи. Устройство суппорта состоит из салазок, каретки, поворотной части и резцедержателя. Возможность монтажа каретки под углом к центрам станка позволяет обрабатывать поверхности конической формы.

В посадочное гнездо задней бабки могут монтироваться центра двух типов — фиксированные и вращающиеся. Центра выполняют функцию удерживания обрабатываемой детали. Перемещение задней бабки по станине выполняется вручную. Установка пиноли в требуемое положение также ручная, осуществляется с помощью маховика.

Электрическая схема

Электрическая схема 16К20 представлена на изображении. Запуск основного двигателя производится посредством нажатия кнопки S4, выключение — S3. За защиту привода от перегрузок отвечает тепловое реле, при возникновении коротких замыканий срабатывают плавкие предохранители. Перед запуском агрегата в работу устройство заземления станка обязательно.

Кинематическая схема

Главным движением в кинематической цепи станка является вращение шпинделя, которое сообщается на шпиндель от основного электродвигателя через клиноременную передачу и коробку скоростей. Направление вращения шпинделя зависит от положения фрикционной муфты (М1), если она повернута влево вращение происходит на прямых частотах, при повороте влево включается реверсный ход.

2.2 Наладка и ремонт

Перед первым запуском станка после длительного простоя необходимо выполнить его наладку, которая осуществляется в следующей последовательности:

  1. Проверяется заземление, после чего в шкафу управления отключаются провода питания электродвигателей и агрегат подключается к электросети.
  2. Посредством органов ручного управления проверяется работоспособность главного реле и магнитных пускателей.
  3. Проверяется работоспособность каждого из блокировочных механизмов.
  4. Если все блокировочные узлы работают нормально, ранее снятые провода электродвигателей подключаются обратно.
  5. Проверяется действие запущенных электродвигателей на предмет направленности их вращения. Главный привод должен вращаться против часовой стрелки, движок быстрой подачи шпинделя — по часовой, двигатель гидростанции — по часовой, мотор насоса СОЖ — в соответствии с указанной на корпусе маркировкой. Приступать к эксплуатации станка можно только после выполнения всех вышеуказанных операций. Приступать к эксплуатации станка можно только после выполнения всех вышеуказанных операций.

16К20 после восстановления

Ремонт агрегата, в зависимости от его сложности, классифицируется на три типа — малый, средний и капитальный. Собственными силами имеет смысл выполнять ремонтные работы малой группы, тогда как более сложные операции должны производиться профильными специалистами.

К операциям малой ремонтной группы относятся:

  • разборка наиболее загрязненных конструктивных узлов — шпинделя, передней бабки, коробки скоростей и подач, с их последующей чисткой и промывкой;
  • очистка посадочных гнезд на пиноле задней бабки и шпинделе без их демонтажа;
  • осмотр зазоров на валах и втулках, замена изношенных расходников, настройка подшипников качения;
  • настройка фрикционной муфты основного двигателя, при необходимости — комплектация привода новыми дисками;
  • механическая очистка шлицев и зубьев шестеренок коробки подач от заусениц;
  • восстановление или замена потерявших форму крепежей на резцедержателе;
  • шлифование ходового вала, винтового двигателя и салазок суппорта (продольных и поперечных);
  • замена износившихся экранов и ограждающих муфт.

Проверка работоспособности станка выполняется посредством его испытания на холостом ходу, в процессе которого визуально оценивается уровень шума, нагрев привода и точность обработки заготовки.

Строение станка

Устройство имеет ряд ключевых узлов, каждый из которых стоит отдельно и детально описать.

Суппорт. Узел фиксирует рабочий инструмент и перемещает его в продольном и поперечном направлении в зависимости от необходимости. Суппорт приводится в движение при помощи механического или ручного привода. Для фиксации продольных салазок в нужном месте применяют специальный винт.

Коробка передач. Узел приводит в движение вал в коробке подач посредством передачи привода с передней бабки. В зависимости от типа создаваемой резьбы в коробке передач задействуются соответствующие группы зубчатых колес, которые делятся на основные и дополнительные. Также коробка передач оснащена системой блокировки и защитным кожухом. Без наличия этих деталей включение станка невозможно, что значительно снижает риск несчастных случаев.

Коробка подач. Принцип работы заключается в работе зубчатых колес, которые получают импульс вала коробки передач. На фронтальной стороне узла находятся рычаги управления, которые позволяют оператору регулировать шаг нарезания резьбы, выбирать ее тип, активировать ходовой валик и определять направление движения ходового винта.

Конструкцией станка также предвидится прямая нарезка резьбы, без задействования зубчатых колес. Такая возможность появилась именно благодаря особому строению коробки подач. Обгонная муфта в составе данного узла дает возможность блокировать его работу в том случае, если суппорт осуществляет быстрые движения в реверсном направлении.

Основная станина. Узел сделан из литого чугуна и выполнен в форме коробки с увеличивающими ее жуткость ребрами внутри. Конструкция станины включает в себя и по две пары закаленных направляющих. Узел крепится к тумбе-опоре, в которую вмонтирован электромотор, приводящий в действие салазки.

На тыльной части станины находится коробка скоростей и смазочная система. Внутри тумбы располагается основной электромотор. Кроме того, в этом узле находится и охлаждающая система, которая отвечает за своевременную подачу смазочно-охлаждающей жидкости.

Фартук. Узел имеет 4 пары фиксаторов, благодаря которым каретка может двигаться в прямом и реверсном направлении. Это же касается и суппорта станка. Управление данными процессами выполняет оператор при помощи специальной рукоятки, направление движения которой совпадает с направлением движения суппорта или каретки.

Рассчитать параметры движения всех перечисленных узлов можно при помощи специальной шкалы. Как и на других ключевых механизмах, на фартуке установлен предохранитель, который делает невозможным единовременный запуск продольной и поперечной подач суппорта и маточной гайки, а также препятствует перегрузке узла.

Бабка задняя. Крепится к станине посредством специальной рукоятки. Оператор регулирует положение данного узла при помощи особой оправки, которая фиксируется в центрах устройства. Также контроль можно осуществлять по отметинам, которые остаются в ходе сбора устройства. Особо тщательно следует проверять расхождение между задней пинолью и осью вращения шпиндельного механизма.

Защитные элементы. Особую роль при создании данного станка сыграла идея защиты оператора и узлов агрегата от металлической стружки, которая появляется в процессе выполнения работ. Это привело к созданию защитного устройства, значительно повышающего уровень безопасности при работе со станком, и продлевающее эксплуатационный период.

В конструкцию станка разработчики также включили устройство, которое отвечает за смену передач на станке. Это существенно повысило функциональную надежность агрегата:

  1. Выполнить выбор частоты шпинделя вручную можно при помощи сразу трех ручек.
  2. Управление узлом осуществляется через специальную рукоятку, которая находится на тыльной стороне коробки для электроприборов.
  3. Шпиндельный узел работает на основе подшипников конического типа.
  4. Контроль зазора в подшипниках контролируется при помощи специальной пружины.
  5. Шестерня-муфта передает вращение на шкив шпиндельного механизма.

Электрооборудование. Ключевыми элементами электрической системы станка являются его 4 асинхронных двигателей с разными мощностями. Большинство деталей электрооборудования находится в специальном шкафу. Станок может работать от сети с напряжением 22О, 38О, 4ОО, 415 и 44О В.

Кроме всех перечисленных выше узлов, в строение станка входит и много других элементов. Данная модель устройства оснащена продольными выключающими упорами, комплексом защиты от перегрузок во время работы, системой блокировки подач в любых направлениях.

Видео: токарный станок 16б16кп.

Задняя бабка

Она соединена со станиной ручкой. Контроль ее положения осуществляется оправкой, располагающейся по отметкам или в центрах. Промежуток между задней пинолью и вращающейся осью шпинделя должен быть более 0,1 миллиметра. Плоский конец винта 4 осуществляет скольжение в пазу диска 3. Чтобы отвернуть винт 4 для демонтирования диска 3, нужно произвести совмещение с ним цековки. Контролирование верного положения корпуса осуществляется по пригашенным при сборе областям и в точности по оправке, которая зажата в центральных частях машины. Пиноль 8 зажимается ручкой 7.

Важно! Предельный ход пиноли составляет 120 миллиметров. Винт 9 движется от маховика 2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Механика металла
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: