Матирование хромированных деталей и покраска
Красим диск хром эффектом
Вадик уже пытался сделать зеркальную поверхность своими руками. Он показал, что у него не получилась покраска хромированных деталей. После попытки помыть их, все начало облазить. Он использовал черную подложку и эпоксидный лак. Пленка была достаточно твердая, но не держалась на хромированном металле.
Преимущества гальванических покрытий хромом, никелем и кадмием в:
- защите от коррозии;
- высокой твердости и устойчивости к истиранию и царапанию;
- отталкиванию грязи и пыли – практически отсутствует адгезия.
К хромированной поверхности не пристает грязь и краска. Поэтому необходима специальная подготовка. Я не стал рассказывать другу, как покрасить хромированную деталь, решил показать на практике, используя «жертвы» его эксперимента.
Купив все необходимое, мы начали исправлять изуродованные детали.
- Сняли все, что нанес Вадик, пытаясь создать своими руками хром эффект. Обезжирили.
- Шлифовочной мелкой шкуркой Р2000 матировали поверхность – создали шероховатость, частично удалив хром.
- Нанесли распылителем двухкомпонентный фосфатирующий грунт для выравнивания поверхности. Можно использовать кислотный состав. Он достаточно жидкий для нанесения распылителем и аэрографом. Данные материалы проникают вглубь до основного металла.
- Нанесли автомобильный грунт в 2 слоя с интервалом в 40 минут. Высохшую поверхность отполировали.
- Для чистоты эксперимента краску использовали ту же – спрей. Нанесли в 2 слоя, стараясь делать их тонкими и равномерными. Для высыхания хватило 15 минут.
- В завершение нанесли с распылителя толстый слой двухкомпонентного лака. После полного затвердевания отполировали поверхность. Салфетка при покупке входит в комплект состава.
- Промыли деталь дистиллированной водой со шланга под давлением.
Краска – спрей требует постоянного и активного перемешивания. Все равно покрытие может быть неравномерным.
Через несколько дней Вадик провел эксперимент. Он ронял детали на пол, направлял на них струю воды в несколько атмосфер, мыл дешевыми средствами для раковин и даже слабым раствором кислоты. Покрытие сохраняло свой вид и оставалось целым.
Статья по теме: Герметизация ванны со стеной
Для чего нужен хромовый слой
Нанесение слоя хрома может выполняться для улучшения декоративных характеристик изделия из металла (декоративное хромирование), а также для защиты металлической детали от коррозии и придания ее поверхности большей твердости. Таким образом, за счет хромирования можно не только улучшить механические и декоративные характеристики изделия, но и значительно продлить срок его эксплуатации.
Множество разнообразных хромированных изделий можно встретить как в быту, так и в разных отраслях промышленности. Использование изделий из металла, на поверхность которых нанесен слой хрома, актуально в тех случаях, когда они будут эксплуатироваться в условиях постоянного воздействия агрессивных сред и интенсивного трения.
Восстановление хромированного покрытия возвращает былой внешний вид и продлевает срок службы конструкции
В бытовых условиях наиболее активно используются следующие изделия с хромированным покрытием:
- мебельная фурнитура;
- элементы для оформления домашних и офисных интерьеров;
- автомобильные диски и детали транспортного средства;
- сувенирная продукция;
- сантехническое оборудование.
Хромированный бензобак
В промышленности технология хромирования применяется в следующих целях:
- при производстве изделий по порошковой технологии;
- при изготовлении пресс-форм, используемых для изготовления изделий из резины и полимерных материалов;
- при производстве отражателей различного назначения;
- для повышения твердости поверхностного слоя и износостойкости режущего, а также специального измерительного инструмента;
- для придания исключительных декоративных характеристик кузовным и другим деталям транспортных средств;
- для обработки деталей, эксплуатируемых в условиях постоянного трения и негативного воздействия внешней среды (элементы парового оборудования и теплосетей, детали автомобильных двигателей и морских судов).
Промышленная гальваническая линия, предназначенная для нанесения твердого хрома на изделия из сталей и цветных металлов
Хромированные детали отличаются следующими характеристиками:
- высокой устойчивостью к коррозии;
- микротвердостью, показатели которой достигают значений 950–1100 единиц по шкале HV;
- высокой пористостью покрытия, его износо- и жаростойкостью;
- низким коэффициентом трения сформированного покрытия;
- большим разбросом толщины хромового слоя (5–300 мкм и даже более).
Разновидности металлизации по способу взаимодействия металлизируемой поверхности с наносимым металлом (нажмите для увеличения)
Правила техники безопасности
- Устройство вентиляции в помещении мастерской. Открытием дверей и окон проблему не решить. Вмонтируйте в форточку обыкновенный кухонный вентилятор. Этого будет достаточно для любительской работы. Если же вы планируете работу в объемах частного предприятия, хромирование большого количества запчастей для автомобилей, декоративных предметов интерьера, то потребуется установка более эффективной и мощной вентиляции.
- Оборудование канализационных стоков. Работа потребует большого расхода воды для промывки деталей. Дополнительная очистка ее не нужна, так как она в химическом отношении инертна. А вот сток в канализационный канал должен быть оборудован обязательно.
- Чтобы не подвергать органы дыхания и кожу опасному воздействию реактивов, рекомендуется работать с применением защитных средств. Запаситесь респираторами, специальными защитными очками и прочным фартуком. Еще понадобится несколько пар резиновых перчаток.
Читать далее: Пневматическая подвеска автомобиля описание и принцип работы || Пневматическая подвеска автомобиля описание и принцип работы
При выполнении химической металлизации в личной мастерской не забывайте о строгом соблюдении технологии. Реактивы наносить на поверхность следует в указанной очередности. Затем следует нанесение тонкого слоя серебра. Этот металл безопасен в отличие от хрома и соединений. Финишный слой по характеристикам ни в чем не уступает хромированному.
Набор реактивов для металлизации состоит из модификаторов А и Б, восстановителя и активатора. В самом начале работы в указанном объеме дистиллированной воды разводятся реактивы. Пропорции строго соблюдаются. Хранить растворы следует в прохладном месте. Необходимые для работы лаки и пигменты покупать можно в том же магазине, где куплены реактивы.
Восстановление хромированных деталей автомобиля
Наиболее часто для нанесения на поверхность слоя хрома используется гальванический метод. Он предусматривает использование раствора электролита, пропуская через который электрический ток, можно добиться осаждения хрома на необходимую комплектующую.Каждый водитель бережно относится к своему автомобилю.
Но если на нем присутствуют хромированные поверхности, то уделять им стоит еще больше внимания. Чтобы не тратить финансовые ресурсы на дорогостоящее восстановление или замену таких деталей, стоит наблюдать за их состоянием и регулярно выполнять профилактические работы.
Хромирование деталей: поэтапная инструкция
Технология хромирования не отличается особой сложностью.
Для того чтобы приготовить электролит для небольшого изделия, нужно взять обычную стеклянную банку необходимых размеров или пластмассовое ведро и поставить его в специальный резервуар. Для этих целей можно воспользоваться бидоном. Чтобы электролиз был качественным, его, бидон, нужно теплоизолировать. А именно, взять ящик из дерева или коробку, утеплить его стеклотканью или пенопластом, а также дополнительно минеральной или стекловатой, песком и поставить резервуар туда.
Внутрь резервуара поместить элемент для подогрева и термометр. Сверху накрыть листом влагостойкой фанеры, которая выступит в роли герметизирующей крышки, и присоединить электроды. К изделию присоединить катод, анод (стержневой или пластинчатый) погрузить в емкость с образцом.
Деталь в банке должна удерживаться с помощью кронштейна, чтобы обеспечить хромирование со всех сторон.
Приготовление электролитного раствора
Чтобы осуществить хромирование деталей в домашних условиях, необходимо приготовить специальный раствор, состоящий из ангидрида хрома (250 г на литр дистиллированной воды) и серной кислоты (2,5 г на литр воды).
Для начала нужно налить до половины емкости нагретую воду (около шестидесяти градусов по Цельсию). Добавить необходимое количество (из расчета на общий литраж) ангидрида хрома, размешать, чтобы полностью растворился, и долить воду для получения нужного объема. Потом засыпать серную кислоту, перемешивая жидкость.
Полученный раствор необходимо проработать в течение трех с половиной часов, пропуская через него энергию тока (на 1 литр около 6 А). Когда электролит станет темно-коричневого цвета, его нужно будет отстоять не меньше суток.
Процедура подготовки образца
Прежде, чем подготовить деталь, нужно прогреть электролитный раствор до шестидесяти градусов по Цельсию и дать постоять ему три часа.
За это время необходимо:
- Очистить деталь от грязи, ржавчины, краски.
- Провести обезжиривание с помощью специального раствора, рецептов которого существует несколько. Например, он может состоять из 150 г едкого натра, 5 г силикатного клея, 50 г кальцинированной соды. Все брать на литр воды. Ингредиенты смешать, нагреть до девяноста градусов по Цельсию, опустить изделие и держать не меньше двадцати минут, а иногда и дольше, в зависимости от величины и степени очищения.
Непосредственное хромирование
Во время процедуры хромирования необходимо сохранять температурный режим электролитного раствора в среднем 53 С° (плюс-минус два градуса). Изделие поместить в электролит и через минуту, для выравнивания температур образца и раствора, подать напряжение. Вынуть деталь и просушить не меньше двух с половиной часов
Возникновение дефектов
При хромировании в домашних условиях могут возникнуть такие дефекты как:
- Поверхность блестит неравномерно. Происходит из-за большого тока или низкой температуры электролитного раствора.
- Отсутствие блеска — из-за неправильного количества ангидрида хрома, завышения тока, недостатка серной кислоты.
- Наличие коричневых пятен — переизбыток ангидрида хромового, мало кислоты.
- Слой неравномерный. Избыточность тока.
- Размягченность покрытия — высокая температура раствора, низкий ток.
- Хромировка отваливается — нестабильное напряжение, плохо проведенное обезвоживание, низкая температура раствора.
Хромирование в домашних условиях — это процесс, который требует определенной сноровки и четкого следования правилам и инструкциям. Любое нарушение может привести к некачественной хромировке. Поэтому стоит детально изучить технологию данного процесса и только тогда приступать к его осуществлению.
Химическое хромирование
Реактивы для применяемого электролита
Важно рассмотреть все нюансы процесса перед тем, как хромировать металл в домашних условиях. Процесс хромирования своими руками в домашних условиях осуществляется электрическими средствами. Для его выполнения следует иметь катод, анод (заготовку) и электролит, в котором станут осуществляться химические взаимодействия
Для его выполнения следует иметь катод, анод (заготовку) и электролит, в котором станут осуществляться химические взаимодействия.
В качестве катода применяется лист свинца либо его соединение с оловом. Правильнее всего, чтобы полновесная пластинка была несколько больше, чем заготовка. Катод подключён к позитивному электроду. Анод соединён с материалом, накрытым хромом. Он должен быть подвешенным в среде электролита таким способом, чтобы он не затрагивал стен, низа и не затрагивал катода.
Для формирования электролита необходимы следующие элементы:
- хромовый ангидрид, 250 г / л электролита;
- серная кислота — 2−2,5 г / л;
- чистейшая, без включений, вода.
Перед изготовлением электролита воду нагревают до температуры 60−80 °С, затем растворяют в ангидриде хрома. Затем нужно слегка охладить раствор и добавить небольшое количество серной кислоты тонким потоком. Кислота должна быть не промышленной, а чистой. Электрическая компенсация очень чувствительна к формуле электролита, поэтому на предприятиях есть лаборатории, которые проводят непрерывный мониторинг устойчивости состояния реагентов. Если проводится гальваника в домашних условиях или хромирование собственными руками, придется обойтись без помощи технологов.
Восстановление хромированного покрытия специализированной краской
- Перед тем, как покрасить хромированную деталь автомобиля специализированной краской, ее тщательно обрабатывают обезжиривателем PK 1000. В качестве салфетки применяется только «микрофибра», иначе хромированное покрытие получится с дефектами.
- Настраивают краскопульт на рабочее давление 3,0…3,5 бар. Заливают в его бачок краску Mipa Vicrom mirror glaze и начинают восстановление хромой.
- Тонким напылением, с большого расстояния, выполняют покраску хромом автомобиля или отдельных деталей авто.
- После непродолжительной сушки продолжаем восстановление. Для этого, наносим второй и последующие слои декора. Производитель краски советует выполнять восстановление минимально возможным количеством эмали. Чем сильнее просвечивает черное покрытие базового ЛКП, тем интенсивнее хромированный эффект.
- Покрыв деталь хромой, оставляем ее сушиться в камере при 60 °С, в течение 30 минут. Если сушильная камера отсутствует, минимальное время сушки — 1 час.
- Наносим на поверхность детали тонкий слой Mipa WBC Beispritzlack. Состав выполняет роль изолятора, если покрасить без него, растворители из лака проникнут в хромированный слой. «Зеркальный» эффект исчезнет.
- Делаем десятиминутную выдержку.
- Тонко-тонко наносим первый слой прозрачного лака серии UHS. Делаем перерыв десять минут, даем растворителю полностью испариться.
- Наносим основной слой лака. Включаем сушку на 30 минут, при 60 °С. Покраска окончена.
- Оцениваем результаты восстановления декора.
Посмотрите видеоролик о том, как хромируют детали:
Проведение процедуры гальванизации дома
Начало операции обязано начинаться с тщательной подготовки и очистки:
- наждачной бумагой стирается старая ржавчина, верхнюю толщу и заусеницы;
- затем поверхность делается идеально ровной и гладкой при помощи полировки;
- растворителем или другой аналогичной жидкостью удаляются остатки жира и грязи;
- далее идёт промывка в проточной воде.
Гальванизация в домашних условиях
После можно смело наносить хромовое покрытие на заготовку.
Далее понадобиться стеклянная тара достаточного размера, куда добавляется нагретый электролит. Затем к плюсовому проводу подключаются аноды свинца (85%), олова (11%), сурьмы (4%) и всё погружается в ёмкость. К минусовому контакту присоединяется непосредственно предмет. На этом этапе остаётся контролировать правильность напряжения тока (первые 8-10 минут он должен составлять 25-30 А на кв.см, а вторые – не более 20 А).
Таким же подходом можно проводить мелкий ремонт элементов машины. Однако объекты обязаны свободно помещаться в резервуар.
Ход работы
Прежде всего, нужно будет сделать электролитический раствор. Его готовят следующим образом:
- Дистиллированную воду нагревают до 60 градусов Цельсия. Объем жидкости зависит от того, каких размеров будет деталь.
- В подогретую жидкость вводят хромовый ангидрит и хорошо размешивают. Ангидрит берут в соотношении 250 граммов на один литр жидкости.
- Затем вливают серную кислоту и снова размешивают. На литр воды берут 2,5 граммов кислоты.
Через готовый раствор нужно прогнать электрический ток, на это потребуется около трех часов. Вещество должно приобрести темно-бордовую окраску.
Расчет силы тока производится с учетом того, что на литр раствора потребуется 6,5 А. Не следует превышать силу тока, это может привести к появлению пятен и неравномерному распределению массы. После этого раствор оставляют на сутки. Готовый раствор может храниться на протяжении нескольких месяцев, но только при условии, что емкость с жидкостью будет плотно закрыта крышкой.
Ход работы
Прежде всего, нужно будет сделать электролитический раствор. Его готовят следующим образом:
- Дистиллированную воду нагревают до 60 градусов Цельсия. Объем жидкости зависит от того, каких размеров будет деталь.
- В подогретую жидкость вводят хромовый ангидрит и хорошо размешивают. Ангидрит берут в соотношении 250 граммов на один литр жидкости.
- Затем вливают серную кислоту и снова размешивают. На литр воды берут 2,5 граммов кислоты.
Через готовый раствор нужно прогнать электрический ток, на это потребуется около трех часов. Вещество должно приобрести темно-бордовую окраску.
Расчет силы тока производится с учетом того, что на литр раствора потребуется 6,5 А. Не следует превышать силу тока, это может привести к появлению пятен и неравномерному распределению массы. После этого раствор оставляют на сутки. Готовый раствор может храниться на протяжении нескольких месяцев, но только при условии, что емкость с жидкостью будет плотно закрыта крышкой.
Выполнение хромирования в домашних условиях
Чтобы нанести на детали специальное защитное покрытие, необходимо придерживаться нескольких правил. Так, можно обрабатывать только изделия из никеля, меди либо латуни.
- Детали, которые вы впоследствии будете хромировать, обязательно полируйте и обезжиривайте, используя ацетон.
- Когда поверхность высохнет, ее нужно активировать, окунув элемент в раствор соляной кислоты. Обработка длится в среднем 5–20 минут.
- Все детали аккуратно промывают в воде, а затем погружают в подготовленную пластиковую емкость.
- Чтобы элемент был полностью обработан, необходимо выполнить подвеску из медной проволоки, куда подается провод от выпрямителя с минусом, а свинцовый анод с плюсом располагают на медной штанге.
- Детали нужно вынуть из ванны через 20–40 минут, а затем опять промыть.
- После этого поверхность можно аккуратно отполировать, чтобы она получила красивый зеркальный блеск.
Для выполнения хромирования потребуется специальный электролит. Подготовить его несложно. Для этого в воде растворяют небольшое количество хромового ангидрида, а затем вливают тонкой струей серную кислоту. Перед обработкой первой детали следует завесить чистую пластинку из металла, а затем проработать электролит хотя бы полчаса. Когда оттенок раствора станет не ярко-красным, а бордовым, можно начинать хромировать детали. Также следует убедиться в том, что температура раствора достигает 45°C. При выборе силы тока учитывается площадь поверхности деталей.
Особенности самостоятельного хромирования
Многие люди считают, что хромировать детали самостоятельно могут только настоящие профессионалы. На самом деле выполнить такую работу несложно, если придерживаться простых рекомендаций.
Прежде всего, необходимо выбрать подходящее место. Оптимальным вариантом станет вентилируемая просторная подсобка
Также подойдет и большой балкон.
Особое внимание следует уделить использованию средств защиты. Речь идет о респираторе, защитных очках и перчатках
Помимо этого, потребуется фартук.
Перед началом работы нужно подготовить оборудование. В особенности это касается емкости. Ее функцию может выполнять пластмассовое ведерко или 3-литровая стеклянная банка
Если хромированию подлежат крупные детали сложной конфигурации, следует подобрать более вместительную емкость.
Поскольку хромирование предполагает сохранение высоких температур, важно позаботиться о наличии нагревательного элемента. Для этих целей потребуется ТЭН, а также термометр со шкалой до 100°C.
Для хромирования нужно подготовить зажимы и кронштейн, с помощью которого удастся закрепить детали.
Профилактика возникновения дефектов
Лучшая защита — это профилактика.
Придерживаясь пары простых правил, можно продлить срок службы хромированного покрытия:
- Никогда не вытирать пыль с авто сухой тряпкой. Эту привычку победить трудно, но сухая ветошь — главная причина мелких царапин на хроме. Их не видно, но при ярком солнце паутина сразу бросится в глаза.
- Не стоит мыть машину на бесконтактных мойках с реагентами. От двух‐трех таких моек ничего страшного не случится, но если мыть автомобиль так регулярно, элементы обязательно потускнеют и понадобится глубокое восстановление хромированных деталей.
А для тех, кто хочет максимально сохранить заводской вид своего авто, советуем обращаться к профессионалам, которые имеют богатый опыт и знают множество секретов. Ведь каждый должен заниматься своим делом.
Гальванизация
Гальванический способ – это покрытие чугунных, стальных, латунных или медных конструкций слоем хрома. Но не только металлические изделия можно подвергать хромированию способом гальванизации. Пользоваться этим способом можно и с целью хромирования также и пластмассовых, деревянных изделий. Но в этих случаях процесс будет дорогим и технологически сложным. Для прочного удержания на поверхности деталей покрытия из хрома даже металлические изделия требуют еще одного предварительного покрытия. Для этой цели используют никель, латунь либо медь.
Гальванизация требует создания гальванической установки. Кроме этого, нужен источник постоянного тока и набор реактивов. Набор этот состоит из ангидрида хрома, серной кислоты, соды кальцинированной и гидроокиси натрия.
Следует учесть, что при работе по этому методу требуется, чтобы не было перепадов силы тока. Также нужно постоянно контролировать уровень концентрации солей в электролите и строго соблюдать температурный режим довольно длительный срок (от 5 до 8 часов). Выполнение всех перечисленных условий в домашних мастерских – задача не из легких. Именно по этой причине описывать процесс гальванизации в подробностях в этом обзоре не станем.