Рекомендации для обладателей очков: уход и ремонт

Раскололась дуга окошка линзы

Это явление часто наблюдается у оправ из пластика. Треснувшая дужка вполне поддаётся склеиванию. Чтобы её заклеить необходимо средство для обезжиривания и хороший универсальный клей.

Перед склеиванием поверхность обезжиривается. Клей наносится тонким слоем на место склеивания. Так как в районе перелома очень большая нагрузка, то не все клеи способны её выдержать. Специалисты советуют следующие виды клея:

  • Bison Plastic;
  • Момент Пластик;
  • UHU Plast Spezial.

К преимуществам данных клеевых составов можно отнести безопасность, устойчивость к воздействию влаги, отсутствие в составе толуола.

Также для снижения нагрузки рекомендуется приклеивание линзы по всей площади окошка до того, как проклеить место перелома. Для надёжности склеивания необходимо на время крепко перетянуть место ремонта капроновой нитью.

Линзу до нанесения клея необходимо заклеить скотчем, так как в химическом соединении клея содержатся вещества способные нанести ей повреждения. Место разлома после просушивания клея зачищается и шлифуется.

Клей наносится на торцы дужки, а участок склеивания стягивается нитью. При наличии царапин они прокрашиваются прозрачным лаком для ногтей.

Треснувшая рамка оправы из металла сваривается горячей сваркой. Для этого используются латунные и металлические наплывы. Сам процесс ремонта требует повышенной аккуратности. Однако стык будет выглядеть неаккуратно. Придать им респектабельный вид будет довольно проблематично.

Ремонт флексы оправы очков с флексами

Попали мне в ремонт очки, заушник (дужка) в которых обломился в месте крепления шарнира к флексе.

Нагрузка на место соединения заушника с флексой большая и ремонт очков с помощью суперклея или эпоксидной смолы не обеспечил бы надежного соединения. Остался только механический способ ремонта.

В торце заушника очков имелось отверстие с прямоугольным пазом, а ответная часть детали, входившая в это отверстие и закрепленная в шарнире оправы, представляла собой узкую стальную плоскую полоску толщиной около 1 мм. Единственно возможным надежным способом ремонта было соединение деталей с помощью заклепки.

Заклепок промышленного изготовления для выполнения такого мелкого ремонта не бывает. Зато хорошо подошла в качестве заклепки латунная швейная булавка с металлической головкой диаметром 0,7 мм. Размер булавки определил диаметр отверстий, которые необходимо просверлить в соединяемых деталях.

Прежде, чем выполнять сверление, нужно сделать разметку. Первое отверстие нужно сверлить в заушине (дужке), в точке из расчета, чтобы оно проходило через центр полоски, закрепленной в шарнире оправы.

Для этого заушник нужно зажать в тисках. Между губками тисков, чтобы не повредить покрытие заушников, проложить кусочки кожи и керном нанести точку сверления.

Далее в заушнике нужно просверлить отверстие. Бытовой мощной дрелью отверстие диаметром 0,7 мм просверлить, не поломав сверло трудно, так как чувствовать усилие надавливания на сверло из-за большей массы дрели невозможно и это приведет к неминуемой поломке сверла. Для такой работы необходима миниатюрная дрель, например как в самодельном мини сверлильном станке.

Требуется еще просверлить отверстие в плоской пластине, с помощью которой заушник крепится к шарниру оправы. Прежде, чем сверлить, нужно наметить точку сверления. Для этого пластина вставляется до упора в паз заушника, находящегося в его торце и в таком виде сборка зажимается в тисках проложенных кожей. Дужка очков должна занять положение относительно оправы, соответствующее надетым очкам на голове человека.

Отверстие, ранее просверленное в заушнике, послужит кондуктором, вставив в него сверло, сверлится отверстие в пластине

Сверлить нужно очень осторожно, прилагая небольшое усилие, так как сверло легко можно сломать

Отверстия просверлены, и можно приступать к окончательному этапу ремонта очков, соединению заклепкой. Плоская пластина вставляется до упора в паз заушника, и булавка продевается через отверстия.

С помощью кусачек булавка с противоположной стороны от головки, укорачивается с таким расчетом, чтобы выступающая часть была высотой 0,2-0,3 мм.

Для окончания ремонта осталось выступающую часть булавки развальцевать с помощью маленького молоточка. Для этого нужно круглую головку булавки прижать к наковальне и легкими ударами, меняя угол, расплющить выступающую над заушником часть булавки.

Если маленького молоточка нет, то можно развальцевать булавку и большим молотком, нанося слабые удары по выступу булавки через металлический стержень.

Как видите, ремонт очков закончен, соединение заклепкой заушников с основанием получилось аккуратным, не испортившим эстетический вид очков.

Пока я ремонтировал очки, прилаживая на место один заушник, у очков сломался и второй. Пришлось, по вышеописанной технологии отремонтировать и его. Теперь очки после ремонта будут служить долго, и это подтвердило время. Технология ремонта очков заклепкой проверена мною на нескольких видах оправ очков, после ремонта очки в месте соединения заушников с консолью больше не ломались.

Крепление линзы

В некоторых моделях очков линзы имеют жёсткое крепление в половину обода, а открытая их часть удерживается в оправе за счёт лески, утопленной в специальной канавке. Такой способ фиксации линз делает очки более элегантными на вид и удобными для ношения за счёт снижения веса оправы.

Но за все эти преимущества приходится расплачиваться тем неудобством, что они легко ломаются в случае небрежного отношения. Здесь также как и при ремонте флексы возможны следующие два варианта:

  • в случае если линза выскочила из крепления, а леска осталась на своём месте – за счет её эластичности оптический элемент очков легко устанавливается в прежнее положение;
  • в ситуации, когда леска совсем отвалилась от оправы – потребуется её полная замена.

В последнем случае не следует расстраиваться и сразу же обращаться в мастерскую, поскольку такая неисправность легко устраняется своими руками. Решить эту проблему удаётся с помощью прочной рыболовной лески сечением 0.8 мм, от мотка которой отрезается кусочек примерно десятисантиметровой длины.

После удаления старой лесы следует убедиться в том, что концы новой заготовки легко проходят в фиксирующие отверстия, и если нет, то немного заострить их (отрезать по косой линии). Если и в этом случае леска не проходит в отверстия – необходимо каким-либо способом расширить их (иногда приходится даже рассверливать эту часть крепления).

После того, как концы вставлены в отверстия, и размер вымерен строго по длине дуги линзы, следует разогреть их концы паяльником, затем надежно зафиксировать оптику в оправе. Это случай применения пайки для ремонта очков.

Если оправа металлическая, и лопнул металл держателя линзы, то для ремонта можно применить пайку. Держатель паяют, используя в качестве флюса канифоль (для нержавейки и стали лучше хлористый цинк), а припой выбирают или оловянно-свинцовый или в соответствии с особенностями металла оправы.

Как заменить потерянный винт?

1. Временный ремонт шарнира

Оправа и дужка очков выравниваются относительно друг друга так, чтобы в шарнире образовалось отверстие, в которое вставляется зубочистка (или что под руку попадётся из представленного списка). Лишнюю часть зубочистки необходимо обрезать, проволоку — скрутить, а капроновую леску — оплавить в пламени зажигалки или спички.

2. Ремонт шарнира с флексовым механизмом

Флексовый механизм используется дли фиксации дужек очков в определённом положении — очень удобно для тех, у кого нестандартный размер головы! К сожалению, такое замечательное устройство имеет серьёзный недостаток: выпавший из подобного шарнира винтик очень сложно вставить на место.

Дело в том, что между двумя частями шарнира располагается подвижная планка, которая при выпадении винтика втягивается внутрь дужки. Чтобы вытащить планку, необходимо зафиксировать дужку (например, с помощью тисков) и, одной рукой удерживая оправу и оттянутую иголкой или отвёрткой планку, вкрутить винтик в шарнир. С первого раза может не получиться, но не стоит сдаваться! Несколько попыток — и готово.

Пруток из полистирола

Сварочный пруток из полистирола используется для сварки полистирольных листов. Их применяю активно в рекламной промышленности. Это может быть как наружная реклама, так и строительство выставного стенда, производство световых коробов и пр.

У нас всегда в наличии на складе сварочные прутки следующих сечений:

Круг

Овал

Треугольник малый

Треугольник большой

Для того чтобы непосредственно осуществить процесс сварки материалов описанных выше, вам потребуется профессиональное сварочное оборудование. Это может быть сварочный фен, который используют при сварке пластиковых листов толщиной до 10 мм. Он имеет сравнительно маленький вес, что делает его удобным при сварке в замкнутых пространствах. Лист с толщиной более 10 мм сваривают ручным сварочным экструдером.

В шарнире разболтались отверстия, потерян винт

Чаще всего в шарнире разбалтываются отверстия, куда вставляется винт крепящий заушину к оправе. Бывает даже так, что такой винтик теряется. Такую мелочь в запасе вряд ли можно найти. Хотя запасливый хозяин может припрятать либо его аналог из очков, которые не подлежат восстановлению, либо посмотреть где такие винтики можно найти. Например, в сломанном калькуляторе. Если оказалось, что сбита резьба, её можно восстановить, вкрутив винтик чуть большего диаметра. Будучи сделанным из более твёрдого металла он восстановит сбитую резьбу, и шарнир будет держаться крепко.

Для большей надёжности конец этого винтика можно расклепать. Если же подходящего винта подобрать не удалось, то выход только один. Подобрать кусочек медной или стальной проволоки, вставить его в проушины, обрезать с обоих концов оставив запас 0,3-0,5мм и расклепать оба конца при помощи маленького молотка. Хорошо подойдёт латунная булавка с головкой на одном конце d=0,3-0,5мм. При расклёпке противоположного конца она расплющится и придаст этой части шарнира аккуратный вид.

Пластмассовая оправа (ободок)

Для пайки оправы очков или ободка из термопластичного материала потребуется паяльник или подобный ему нагревательный прибор. Они необходимы для разогрева пластика в зоне скрепления сломанных частей, стыкуемых в расплавленном состоянии. Это не пайке в полном смысле слова, так как припой здесь не применяют.

Можно обойтись и без паяльных приспособлений, если воспользоваться дихлорэтаном или бензолом, расплавляющим пластик до нужного состояния при нормальных температурах.

Независимо от выбранного способа нагрева размягчённые до требуемого состояния части оправы плотно прижимаются одна к другой и выдерживаются некоторого время, достаточное для получения надёжного диффузионного соединения.

Ремонт флексы

У некоторых очков заушина (дужка) ломается в месте крепления шарнира к самой флексе, что вынуждает выбирать одно из двух решений: полная замена или ремонт. Поскольку менять эту часть можно только вместе с очками – рассмотрим устройство узла и порядок его восстановления более подробно.

При внимательном изучении конструкции видно, что с торца заушника имеется прямоугольный паз, в который входит стальная полоска толщиной порядка 1 мм. Она и ломается обычно при повреждении этой части очков и нуждается в ремонте.

Возможный вариант её восстановления – соединение в переломленном месте посредством заклепки.

В качестве такой детали может использоваться швейная булавка из латуни с головкой диаметром около миллиметра, под которую нужно просверлить отверстия в соединяемых частях. При разметке одно из них намечается по центру заушины (дужки) с тем расчётом, чтобы оно совпадало с центральной линией полоски, зафиксированной в шарнире. Лишь после крепления этой части можно будет чётко разметить, а потом просверлить отверстия в обеих соединяемых половинках.

Ремонт с использованием лазера

Метод пайки лазером относится к разряду новейших технологий, позволяющих выполнять очень тонкий ремонт металлических оправ любой формы. Локальность разогрева контактной зоны позволяет сохранить прилегающие участки в недеформированном виде.

Восстановление деталей лазерным способом осуществляется с помощью специального микроскопа, что сказывается на стоимости всех ремонтных операций.

Паять этим способом можно как в вакууме, так и на открытом воздухе; причём применение флюсов в этом случае совсем не обязательно. При пайке очков предпочтительней использовать импульсивный режим работы лазерного устройства, применяя припои, соответствующие марке стали дужек или ободка.

Профессионалы проводят пайку титановых, композитных и стальных оправ, знают, как правильно подобрать припой. Пайка лазером малой мощности может привести к тому, что части очков через некоторое время снова развалятся, поэтому выбор мощности прибора играет большую роль.

https://youtube.com/watch?v=yKmy1Cg6rS4

Оправа расколота пополам у переносицы

Непосредственно перед работой необходимо приготовить некоторые приспособления. В первую очередь сделать так называемый кондуктор. Это тонкая деревянная пластина длиной чуть меньше ширины очков и шириной равной высоте оправы. Во избежание нанесения царапин на линзы обмотать эту пластину тонкой мягкой тканью. Для этого можно использовать деревянную линейку.

Также читайте: Как выбрать очки для зрения

В ходе работы потребуется дрель со сверлом возможно меньшего диаметра. Нужно подумать о том, как закрепить её неподвижно. В этом случае руки будут свободны для выполнения других работ. Перед началом работы место разлома на обеих половинках оправы тщательно обезжирить.

Одна половинка оправы фиксируется на кондукторе при помощи обычной канцелярской резинки. Вторая половинка плотно прижимается к первой и точно таким же способом фиксируется.

Перед тем как приступить к склеиванию, необходимо убедиться в том, что все детали закреплены надёжно и в процессе работы не сдвинутся. После этого нанести на место разлома клей следя при этом за тем, что бы не образовывались пузырьки воздуха. Затем убрать излишки клея и на какое-то время оставить очки в покое дабы дать клею высохнуть.

Следующий шаг – подобрав оптимальное расстояние в обеих половинках оправы возле места разлома просверлить два сквозных отверстия с верхних торцов оправы. В одно из них при помощи иглы вставляется обычная нитка длиной 120 см сложенная вдвое. Затем эта нитка вдевается во второе отверстие, затем она протягивается снова в первое. Эта процедура повторяется два – три раза. Больше не позволит диаметр просверленного отверстия. Нитка при каждом витке натягивается насколько можно более сильно. Оставшиеся концы разводятся в разные стороны и закрепляются скотчем на дужках очков. Нитки, выполняющие роль бандажа, промазываются клеем.

Вслед за этим с дужки очков снимается один из концов нитки и аккуратно, крепко, виток к витку наискось наматывается на место склейки. Зафиксировав эту нить на противоположном конце бандажа скрепить его витки между собой залив их клеем. Следом выполняется такая же операция со вторым концом нитки. При этом скос идёт в противоположном направлении.

Такая крестообразная намотка делает соединение более прочным. В обоих случаях таких слоёв намотки нужно сделать два–три, не забывая при этом пропитывать каждый слой клеем.

Ошибка №6 Неправильный подбор флюса.

Почему
нельзя паять без флюса? Дело в том, что на любых деталях или проводах
присутствует, так называемая оксидная пленка, содержащая микроскопические
частички жира, пота, грязи и т.д.

Она то и не дает возможности нормально прилипнуть припою к поверхности.

При обработке флюсом картинка радикально меняется.

Флюс не только помогает растворить эту пленку, он в процессе пайки не дает ей возможности образоваться вновь. За счет этого олово самостоятельно обволакивает, пропитывает и проникает во все поры между жил.

Раньше наши деды вместо флюса использовали аспирин. Казалось бы, почему нет? Канифоль – это абиетиновая кислота, а аспирин – ацетилсалициловая. А чем как не кислотой окислы счищать?

Однако будьте весьма осторожны в этом вопросе.

Некоторые
советуют в качестве флюса использовать только паяльную кислоту. Якобы эффект от
нее лучше.

По сути,
кислота это тот же самый флюс, но не простой, а активный. А это означает, что
вместе с пленкой она отлично растворяет и сами компоненты.

Это конечно
происходит не сразу, но через несколько месяцев место пайки может превратится в
кисель. Подобное происходит, если на поверхности останутся и задержатся хотя бы
несколько микрокапелек кислоты.

А она
проникает во все поры, и простое протирание тряпочкой не всегда спасает.
Кислоту нужно удалить как можно быстрее.

Для этого используйте зубную щетку или кисточку, смоченную в изопропаноле или спирте.

Работая со
старыми деталями, покрывшимися толстым слоем грязи и окисла, не рекомендуется
соскрябывать все это дело ножиком.

Профессионалы
советуют воспользоваться стиральной резинкой.

При пайке строго различайте флюсы (канифоль, это кстати тоже флюс). Они бывают:

активные, содержащие кислоту

нейтральные

Все эти жидкости с поверхности материала после пайки нужно удалять в любом случае.

Очень осторожно используйте активные и не применяйте их при работе со светодиодными лентами, электронными платами

Кислота
помимо разъедания поверхности способна проводить ток, и тем самым ненароком провоцировать
короткое замыкание.

Крепление линзы на леске

Еще одна частая причина поломки очков – дефект лески, поддерживающей стекло в полуободковой раме. Она крепится в фацете, проходящей по всей высоте оправы. Возможные повреждения и методы восстановления очков:

  • леска не повреждена, стекло выпало – леска чуть-чуть разогревается (до 35 градусов), стекло возвращается на прежнее место;
  • леска выпала из фацеты или обломилась у края ободка – поддерживающий стекло фрагмент требует полной замены, для этого используется обычная одножильная рыболовная леска 0,8 мм.

Частая причина поломки очков – дефект лески, поддерживающей стекло в полуободковой раме

Этапы ремонтных работ пластиковой оправы:

  1. фацеты оправы освобождаются от старой лески;
  2. отрезается кусок новой до 10 см;
  3. производится примерка лески, для этого концы слегка заостряются;
  4. если новая леска не проходит в каналы, их рассверливают до нужного диаметра;
  5. после доводки каналов, определения точной длины лески, концы нагреваются паяльником, а затем плотно фиксируются в фацетах.

На металлической оправе стык лески и рамы очков паяют. Припои:

  • для нержавеющих сплавов – хлористый цинк;
  • для цветных – канифоль.

Ремонтируется место дефекта паяльником или лазером.

Как самостоятельно отрегулировать дужки?

Иногда бывает так, что после длительного ношения в сумке или кратковременного неудачного соприкосновения с чем-то тяжёлым очки вроде бы и не сломаны, но всё же носить их не очень удобно: давят на уши, переносицу или, наоборот, постоянно болтаются и сползают. Причина может крыться в неправильной регулировке дужек и носоупоров.

Чтобы проверить, правильно ли отрегулированы носоупоры, нужно положить очки на ровную поверхность и сравнить их положение относительно друг друга. Для изменения высоты посадки очков носоупоры следует сдвинуть (если очки нужно поднять) или раздвинуть (если нужно опустить).
Если очки жмут или болтаются, нужно некоторое время подержать заушники в горячей воде или нагреть их феном, а затем слегка распрямить или, соответственно, согнуть сильнее

Действовать необходимо осторожно, чтобы не расплавить дужки и не сломать их. Такой способ подходит для пластиковых оправ

Проволочные оправы легко гнутся при помощи небольших плоскогубцев.

При помощи нехитрых приспособлений можно с успехом починить некстати сломавшиеся очки или отрегулировать оправу для наибольшего комфорта.

Частые виды повреждений

Одна из самых неприятных ситуаций – это поломка коррекционного изделия. При этом не каждый имеет сбережения на покупку новых очков или на оплату услуг мастера. Но без очков никак, ведь это «вторые глаза» у любого человека, который имеет проблемы со зрением. По такой причине следует знать, как отремонтировать очки самостоятельно.

Так, наиболее частыми поломками являются:

  • разболтались винтики и болтики;
  • сбита резьба для винта;
  • винтик потерялся;
  • шарнир не держится прочно;
  • раскол дужки;
  • выскочило стекло из оправы.

Найти описание различных способов ремонта очков из пластика – это пол дела

При этом под рукой важно иметь подходящий клей. Это может быть универсальный клей супер Момент, либо другой состав на основе цианакрилата

Ремонт металлической оправы

Как починить очки со сломанной металлической оправой – вопрос, который возникает часто, ведь без сварки здесь обойтись сложно. Оправы из металла обычно очень тонкие, и ни один клей не будет держать достаточно прочно. В данном случае подойдет следующий способ.

Суть метода заключается в фиксации линзы к оправе при помощи клея. Линзу оклеивают скотчем по периметру, чтобы защитить от попадания клея. Чтобы зачистить торцы от скотча, можно воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой. На торец линзы наносят клей и вставляют в оправу, плотно фиксируя конструкцию. Когда клей схватится, очки следует обмотать прочной нитью и оставить до полного высыхания.

Через сутки можно удалить фиксирующие и защитные материалы и очистить очки от излишков клея. Если произвести работу аккуратно ремонт будет почти незаметен.

Обрыв лески в полуободковой оправе

В такой оправе линзу удерживает с одной стороны оправа, а с другой – леска. Очки выглядят более изящными и меньше весят. Однако такая конструкция менее прочна, чем классический вариант оправы. Наиболее частой поломкой является обрыв лески, удерживающий линзу снизу. Можно ли починить очки с подобным повреждением? Проще простого! Для ремонта понадобится новая леска подходящего диаметра и немного терпения. Леску можно приобрести в любом магазине рыболовных снастей.

Для начала следует удалить старую леску. Обычно это происходит легко, но, если конец лески застрял, может пригодиться иголка или тонкое шило. В очищенное отверстие вставляют новую леску, оплавляют ее конец и аккуратно фиксируют в отверстие. Отверстия для лески делают конусообразные, изнутри они уже, чем снаружи, что позволяет зафиксировать леску без выступающего края. Далее вставляют линзу и плотно фиксируют ее леской по фацету. Край лески пропускают в отверстие, обрезают ее и оплавляют, заправляя конец в конус отверстия. Если оплавленные концы лески выступают, их аккуратно обрезают лезвием. После ремонта очки выглядят как новые.

Ободок металлической оправы

Стекла периодически протирают, при этом нагрузка на ободок возрастает в разы. Разлом металлической держащей дуги устраняется методом фиксации стекла клеевым составом. Клей наносится не только на место слома, а на всю поверхность, контачащей с линзой. Для ремонта чаще используют клей «Контакт», он гарантирует необходимую прочность. Его наносят на обезжиренную поверхность опорной дуги, край линзы. После этого соединение плотно фиксируют, лучше обмотать ремонтируемую часть нитками. Аккуратность нужна во время работы с пластиковыми линзами, их предохраняют от клея скотчем. Стекло с большинством клеевых смесей не взаимодействует.

Инструменты для ремонта

Большинство поломок легко устранить в домашних условиях используя определенные инструменты и материалы. Для ремонта очков вам понадобятся:

  • ножницы;
  • часовая отвертка;
  • перочинный нож или резак (чтобы сделать резак достаточно использовать старое ножовочное полотно, закрепить его между двумя деревянными половинками и склеить эпоксидным клеем, они будут служить в качестве рукоятки);
  • электрическая дрель с тонкими сверлами;
  • электрический паяльник;
  • леска 0,3 мм для рыбалки;
  • стамеска (ее можно изготовить из плоского надфиля с четырьмя гранями, заранее удалив насечку, ручка делается так же, как и для резака);
  • швейная игла №100 (часто используется вместо тонкого сверла).
  • клей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Механика металла
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: