Резьба по дереву

Специальные приспособления

Дополнительно для резьбы по дереву используются и некоторые специальные приспособления, среди которых прежде всего необходимо выделить такие:

  1. Киянки. Он представляет собой известный столярный инструмент, выполненный из твердой породы древесины. В последнее время появились киянки, которые сделаны из резины. Используется данный инструмент в тех случаях, когда необходимо проводить работу стамеской поперек волокон заготовки. Также киянка может быть необходима в тех случаях, когда объем резьбы по дереву довольно значительный. С ее помощью можно существенно облегчить работу и сделать нагрузку на мастера менее существенной. В большинстве случаев киянка имеет круглый или полукруглый бокс. Это позволяет ею ударять по стамеске практически под любым углом. Размер данного инструмента может быть различным – от 75 до 150 миллиметров в диаметре. Для большинства видов работ мастера подбирают средние киянки.
  2. Тесла. Они представляют собой плотницкие топоры, которые имеют необычный внешний вид. Это связанно с тем, что лезвия в данных инструментах являются перпендикулярным топорищу. Таким образом, тесла очень похожи на небольшие своеобразные мотыги. В некоторых случаях лезвия у них имеют выпуклую или даже полукруглую форму. Как правило, тесла применяют для выдалбливания разнообразных форм из дерева. Кроме этого, с их помощью довольно легко можно делать пазы в заготовках. Купив себе один такой резец топорик для эффектной резьбы по дереву, можно существенно ускорить работу.
  3. Чеканы. Они представляют собой разнообразные металлические стержни, отличающиеся друг от друга диаметров, длиной, заточкой и некоторыми другими важными нюансами. На одной стороне таких инструментов имеют насечки. Как правило, они характеризуются четко выраженными геометрическими формами. В большинстве случаев чеканы используется для отделки фона в случае наличия достаточно шероховатой поверхности.

Таким образом вышеперечисленные специальные инструменты для резьбы по дереву тоже используется при необходимости создания скульптур или каких-либо других приспособлений.

Виды работ

Резьба по дереву не предусматривает точной классификации – современный стиль может комбинировать одновременно несколько способов обработки дерева вручную. Но все же существует несколько главных разновидностей.

Ее еще называют прорезной или ажурной резьбой, когда полностью удаляют древесину и фон по границам узора. Бывает простой и ажурной. Края узоров обрабатываются. Этим методом пользуются при изготовлении дверей, накладок, рам и декоративных деталей.

Характерна тем, что основным здесь является плоский фон, при этом сами резные рисунки в него углублены. Существует несколько разновидностей такой резьбы:

контурная – узор на плоской основе получается с помощью канавок-желобков, которые бывают треугольными или полукруглыми;

  • скобчатая – орнамент создается полукруглыми насечками-скобками на плоском фоне;
  • геометрическая (трехгранновыемчатая, трехгранная) – здесь применяют два вида элементов: трехгранную пирамиду, заглубленную внутрь, и колышки. Чтобы добить желаемого эффекта, используют специальные ножи – косяки. Благодаря пирамидам и колышкам, под разным углом и на разном расстоянии можно получить рисунки в виде инетресных геометрических фигурок: соты, ромбы, витейки, цепочки, сияния и пр.;

Важно! Очень сухой воздух вызывает растрескивание дерева, поэтому чтобы сохранить первозданный вид резьбы, нужно поддерживать оптимальный уровень влажности помещения, вплоть до покупки увлажнителя воздуха

Все элементы рельефной резьбы размещены или выше, или на одном и том же уровне с фоновой поверхностью. Считается самым сложным видом резьбы. В данной технике создают разные выпуклые сюжеты и рисунки: эмблемы, гербы, животные и др. Причем значительную роль в изысканности законченного изделия имеет игра светотеней.

Активно применяется для декоративного оформления экстерьера домов с помощью различных орнаментов и фигур на деревянных элементах. Таким методом могут декорировать любые выступающие и накладные детали фасадов домов: карнизы, наличники, балясины, лемеха кровли, столбы крыльца.

Заточка инструмента

Начинать заточку необходимо с выравнивания лезвия инструмента. Для этого нужно использовать крупнозернистую наждачную бумагу. Она быстро убирает различные заусеницы. Таким образом создается режущая кромка.

При заточке важно не повредить угол заточки и геометрическую форму лезвия. После использования крупнозернистого абразива нужно переходить к более мелким

С его помощью мастер может убрать оставшиеся шероховатости.

Если инструмент очень сильно в процессе заточки нагревается, его следует охлаждать в воде. В конце нужно применять шлифовальные смеси, нанесенные на войлок. Они в конце создают идеально ровную поверхность.

Инструменты для резьбы по дереву

Любой технологический процесс, в том числе и резьба по дереву, будет успешен, если все инструменты, используемые в этом деле, будут достаточно качественными. Безусловно, главную роль играет мастерство человека, но, не имея под рукой нужных предметов, вряд ли получится воплотить в жизнь свою задумку.

Прочтите также нашу статью Ювелирная резьба из бумаги от индийского мастера.

Если опытным виртуозным мастерам достаточно одного взгляда на инструмент, чтобы определить его качество, то начинающие часто теряются во всем разнообразии, представленном в магазинах. Специалисты уверяют, что в данном случае далеко не всегда самый дорогой вариант будет самым лучшим, так как немаловажную роль играет накрутка бренда, реклама, транспортировка из других стран и так далее. Те, кто занимается резьбой по дереву на профессиональной основе, знают, что отечественные инструменты могут быть просто превосходного качества, но стоить втрое дешевле иностранных аналогов.

Прочтите также нашу статью Деревянные заготовки для декупажа: фото и виды

Цена является важным фактором, так как даже новичку понадобится немало инструментов. Что уж говорить о виртуозах в своем деле, которые имеют в мастерской внушительный арсенал для профессиональной обработки дерева. В базовый набор, которого будет вполне достаточно для простых работ, входит несколько ножей и стамесок, надфили, ножовки по металлу, тиски, наждачка, дрель с несколькими видами сверл и бруски.

Ножи для резьбы по дереву должны быть качественными и содержать хорошую сталь. Лучшие варианты для творчества можно приобрести непосредственно в специализированных магазинах. Ассортимент предлагается широкий, состоящий из продукции иностранных и отечественных производителей.

Обязательно понадобятся стамески для резьбы по дереву. В качестве альтернативы плоской стамеске можно использовать заточенную отвертку либо напильник. Со временем, когда уровень мастерства вырастет до внушительного уровня, стоит все же приобрести профессиональный вариант. Полукруглую стамеску нужно сразу покупать в специализированном магазине, так как это один из основных и самых важных инструментов для работы по дереву. Они могут несколько отличаться по степени закругленности, то есть быть средними, круглыми или отлогими. Их можно приобрести и по отдельности, и в наборе. V-образные варианты тоже могут пригодиться, в основном их применяют при геометрической резьбе по дереву, фото которой находится чуть ниже.

Прочтите также нашу статью Самодельные фигурки для сада и огорода.

Кроме того, в наборе мастера может присутствовать и масса других инструментов. Они могут быть нужны для изготовления сложных работ. Новичкам достаточно будет самого минимума, но хорошего качества, чтобы руки сразу привыкали к правильным движениям. Специалисты рекомендуют начинающим мастерам запастись набором из десятка инструментов и постепенно совершенствовать свои навыки и пополнять арсенал.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Разновидности лезвий ножей

Классический нож-косяк может иметь лезвия различной ширины, угла наклона лезвия и ручку удобной формы для конкретного вида работ. Лезвие ножа может быть исполнено в виде треугольника (нож-флажок — очень популярен) или иметь другую форму.

Нож может иметь различные варианты заточки, плавные или острые формы режущей кромки. Понимание, какое именно лезвие необходимо, зависит от конкретного вида работ, исполняемого рисунка и опыта мастера.

Как в случае с ножом-косяком, обязательные условия качества ножа с любой формой лезвия — острота лезвия и удобство ручки. Крепление лезвия ножа к ручке должно быть безупречным и надежным.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

Стамески и киянка

Набор стамесок и хорошая киянка увеличивают возможности начинающего мастера

При выборе набора нужно обращать внимание на материал лезвия и качество ручки. Это важные инструменты для резьбы по дереву для начинающих и профессионалов. Наличие стамесок разной формы – это возможность делать орнамент, вырезать пазы, делать ровные линии, выбирать углубления нужной формы

Наличие стамесок разной формы – это возможность делать орнамент, вырезать пазы, делать ровные линии, выбирать углубления нужной формы.

Киянка – это специальный молоток. Она может быть резиновой или деревянной. Рекомендуется иметь в арсенале оба варианта. Металлический молоток быстро выведет стамески из строя.

Ручка стамески не обязательно должна хорошо лежать в руке. Но рука при работе со стамеской должна быть защищена, а новичку не будет лишним иметь халат из прочной ткани с защитой тела от острого предмета. Например, кожаный фартук или обычный халат с инкрустацией кожаными, пластиковыми или иными вставками.

При работе с деревом движения часто направлены на себя или на вспомогательную руку. Чтобы избежать царапин и колотых ран, желательно защититься.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

  • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
  • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
  • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
  • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
  • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
  • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
  • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

  • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
  • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
  • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
  • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
  • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Деревянная поверхность и шлифовка

В зависимости от изготавливаемого предмета требуется та или иная обработка поверхности. Полка или стеллаж на кухню, столик или тумбочка в спальню требуют идеально ровной и гладкой поверхности. Фигурка игрушки, панно или шкатулка не нуждаются в шлифовке, а рисунок, сделанный стамеской, шлифовать вовсе невозможно.

Резка дерева ножом и формирование поверхности стамеской не требуют предварительного шлифования, а по завершении работ поверхность просто невозможно шлифовать.

В творческом процессе резки по дереву часто возникает идея: не вырезать желаемое, а уточнить природное решение. Когда в руки мастера попадает причудливая деревянная заготовка (ветка, пенек, ствол) возникает идея дополнить, а не вырезать.

Как сделать самостоятельно

Изготовление качественного инструмента начинается с правильного выбора материалов. Для лезвия можно взять:

  • Фрезу по металлу. Среди прочих заготовок, эта обладает достаточной жесткостью, хорошо держит заточку.
  • Сверла по металлу станут основой для узких мини-стамесок.
  • Полукруг легко получить из использованного пробойника.
  • Стамеска для углов получится из любого профилированного инструмента.
  • Напильник так же станет отличным исходником для столярной стамески.
  • Надфили становятся основой для создания тонкого инструмента.

Чтобы сделать мини-стамеску, можно взять небольшой кусок металла в качестве заготовки. В домашних условиях удобнее создавать именно небольшие инструменты.

Для ручки возьмем деревянный брус. Он гораздо надежнее пластика, да и в руке сидит увереннее.

На рынке можно встретить кованые стамески для резьбы по дереву. Их производят из углеродистой прочной стали, такие отличаются стойкостью к износу и дольше держат форму и остроту.

Мы рассмотрим способы создания профессиональных стамесок из подручных материалов.

Подготовим инструмент:

  1. Резак по металлу;
  2. Пассатижи и щипцы;
  3. Емкость с водой для остужения раскаленного металла.

Стамеска из фрезы

Стамеска своими руками делается очень быстро по такому алгоритму:

  1. На пиле вырезаем заготовку нужной длины по нарисованному заранее контуру. Следует предусмотреть запас для ручки такой же длины, как лезвие. В такой пропорции инструмент надежно зафиксируется в деревянном кожухе.
  2. Шлифуем поверхность лезвия, постоянно окуная металл в воду для охлаждения.
  3. Теперь вырезаем из дерева ручку. Для этого используют пилу, рубанок. Рукоятка будет состоять из 2-х половинок, между которыми зафиксируется металлическая заготовка.
  4. В одной из половинок ручки создаем гнездо для лезвия. Для этого по размеру создаем неглубокий контур.
  5. Готовые детали соединяем с помощью столярного клея, зажимаем в тиски и оставляем на сутки. Для надежности половинки можно притянуть небольшими саморезами.

Таким способом можно сделать прямые или скошенные мини стамески. Вместо диска подойдёт любая деталь из прочной стали.

Инструмент из сверла по металлу

Как сделать стамеску из сверла не составит особого труда:

  • Оконечник сплющиваем ударной нагрузкой или спиливаем;
  • Придаем ножу нужную форму. Из сверла получаются отличные ноготки или клёпики;
  • По приведенному алгоритму делаем ручку.

Стамески из сверла широко используются в столярной практике: их можно сделать легко и быстро, а главное – по нужным, самым тонким размерам и форме.

Полукруглые стамески

Самая распространенная полукруглая стамеска для резьбы по дереву получается из пробойника – заготовка уже имеет нужную форму. Остается только срезать лишний металл и заточить лезвие.

Как сделать полукруглую стамеску:

  1. Берем пробойник нужного диаметра.
  2. Пилой срезаем лишнюю часть радиуса.
  3. Пока металл теплый, ему можно придать желаемую округлость, например, немного сплющить полукруг для получения полуовала.
  4. Затачиваем лезвие.
  5. Делаем ручку.

Используем напильник

Стамеска из напильника делается на точильном круге. Так изготавливают толстые прямые резаки и долото. Необходимо заточить напильник под нужным углом и вставить заготовку в деревянную ручку.

Из напильника квадратного сечения при желании можно выточить угловую стамеску. Для этого необходимо запастись хорошим абразивом для круга по металлу.

Надфили

Из тонкого надфиля получится отличный инструмент для резки любой формы. Причем сделать его можно прямо на кухне над газовой плитой.

  1. Берем надфиль пассатижами за середину и нагреваем над газом до красна.
  2. Аккуратно, но быстро загибаем раскаленную заготовку до нужной формы и опускаем ее в холодную воду для остывания.
  3. Протираем инструмент и затачиваем его.

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.

Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.

Панно

Разделочные доски

Деревянные иконы

Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы

Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:

Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:

Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву – это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.

Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

Резьба в стиле Барроко – это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Кудринская резьба возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. Богородская резьба – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Скандинавская резьба чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

Контурная резьба – самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.

Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

  • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
  • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
  • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Заточка инструмента

Начинать заточку необходимо с выравнивания лезвия инструмента. Для этого нужно использовать крупнозернистую наждачную бумагу. Она быстро убирает различные заусеницы. Таким образом создается режущая кромка.

При заточке важно не повредить угол заточки и геометрическую форму лезвия. После использования крупнозернистого абразива нужно переходить к более мелким. С его помощью мастер может убрать оставшиеся шероховатости

С его помощью мастер может убрать оставшиеся шероховатости.

Если инструмент очень сильно в процессе заточки нагревается, его следует охлаждать в воде. В конце нужно применять шлифовальные смеси, нанесенные на войлок. Они в конце создают идеально ровную поверхность.

Базовый инструментарий

В базовый инструментарий входит несколько приспособлений, среди которых специалисты прежде всего выделяют ножи, резцы для резьбы по дереву, ножи-косяки и т.д.

Ножи

Эти инструменты могут иметь классический внешний вид или же необычную форму. Каждый резчик самостоятельно для себя определяет, каким именно ножом ему будет проще всего выполнять конкретную работу.

Широкое распространение получили ножи-флажки. Они имеют вид небольшого треугольника, воткнутого в рукоять. Такой инструмент считается универсальным. Это связанно с тем, что для работы используют все его зоны лезвия. Данные резцы по дереву для выполнения ручной работы используются практически всеми мастерами.

Ножи-косяки

Данные инструменты отличаются несколькими своими особенностями, такими как:

  • угол режущей кромки;
  • ширина лезвия.

По виду своей заточки, ножи-косяки могут быть как однофасковыми, так и двухфасковыми. Любой резчик по дереву должен иметь несколько таких инструментов, отличающихся друг от друга прежде всего шириной.

Резаки для геометрической резьбы

Эти инструменты позволяют создавать не только плоские, но и весьма объемные скульптуры. Они имеют лезвие только с одной стороны. При помощи таких резаков можно производить следующие типы работ:

  • контурные;
  • трехгранно-выемчатые;
  • ногтевые (скобчатые).

Нож-резак для геометрической резьбы во многих случаях является незаменимым инструментом при создании скульптурных композиций.

Богородский нож, «Татьянка»

Данный инструмент предназначается для выполнения силовой резьбы по дереву. С его помощью довольно легко можно создавать мелкую скульптуру с большим количеством деталей.

Как правило, богородский нож «Татьянка» используется для того чтобы вырезать фигурки людей или же животных. В большинстве случаев он используется при работе с деревом мягких пород.

Мастерская начинающего резчика

Рабочий стол и тиски — самое минимальное, что должно быть. Резка по дереву всегда делилась на два направления:

  • то, что нужно всегда;
  • то, чем восхищаются вокруг.

Опытный резчик может вырезать шедевр на коленках одним богородским ножом, находясь в лесу, совершенно неожиданно для самого себя, на удивление другим. Но его мастерская будет заполнена сотней инструментов для работы по дереву.

Далеко не всегда он будет знать, как называется инструмент для резьбы по дереву, но он всегда будет знать, как им пользоваться, он будет помнить, когда он его изготовил и ради какой задачи.

Изготовление бочек — это не резьба по дереву. Это насущная необходимость. Общепринятые названия инструмента здесь:

  • столярный верстак;
  • фуганок;
  • струг, скобель;
  • зажимы для сборки остова;
  • уторник и т. д.

Всего не запомнишь и многое не поймешь. Сделать бочку — это не вырезать фигурку. Однако заглянуть в мастерскую бондаря или познакомиться с бондарным ремеслом для начинающего резчика будет крайне полезно.

Есть две вещи, на которые следует обратить особое внимание: верстак и инструменты для создания плавных форм. Эти моменты редко упоминаются в рекомендациях для начинающего резчика, но, прежде чем говорить о резьбе по дереву и какой инструмент для этого нужен, следует поговорить о рабочем месте и рабочей поверхности

Рабочее место — это комфорт для мастера

Начинающий или профессионал — не важно. Рабочее место должно быть комфортным, а инструмент доступным

Рабочая поверхность — это не заготовка, это уже фигурка или изделие в сознании мастера. Просто нужно убрать все лишнее.

Бондарное дело располагает очень удобными технологиями и инструментами, которые упрощают работу резчика. «Грубый» бондарь и его изделия с гладкими поверхностями — хороший фундамент для тонкой и качественной резки.

Какой бы ни была резка — бытовой или художественной, — это творческий процесс, а любой творческий процесс основывается на знаниях и умениях. Виртуозное владение богородским ножом прекрасно дополнит знание, каким инструментом можно быстро подготовить заготовку к работе, снять с нее все лишнее и ускорить процесс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Механика металла
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: