Основы чеканки по металлу: инструменты и техника обработки

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления


Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд (сайт кпхи.рф), специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава.

Что отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов

Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель

Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.

Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка» сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Оценка состояния.

Что нужно понимать
на данном этапе?

Любая чистка не превратит монету в состояние высшей степени сохранности и не имеющей механических повреждений и дефектов чеканки (состояние «UNC»). Даже если она будет сверкать и на ней не будет каверн и забоев, опытный взгляд торговца или коллекционера моментально отличит данную моменту от экземпляра только что покинувшего территорию монетного двора.

Цена экземпляра, прошедшего очистку всегда ниже стоимости экземпляра, который не был в обращении. Поэтому в сети часто можно встретить высказывания навроде этого: «вы только что отчистили половину стоимости монеты». Красивая естественная патина гораздо лучше неестественного блеска начищенного экземпляра.

Если к вам в руки попал дорогостоящий экземпляр, то не стоит браться за его чистку, не имея опыта в этом деле. Лучше заплатить специалисту и получить монету, за которую будут бороться на аукционе, чем получить испорченную, которую не захочет положить в свою коллекцию новичок.

Если у вас имеется две монеты, изготовленные из одинакового металла, то стоит испробовать способ очистки на не дорогой обычной и убедиться, что чистка пошла ей на пользу, а не испортила её.

На этом этапе нужно отложить в сторону все монеты «PROOF» – изготовленные по технологии чеканки улучшенного качества. Любое воздействие на них приведёт к их гибели. Если на них есть какие-либо малейшие дефекты, то не старайтесь их убрать самостоятельно. Это может привести к тому, что вместо одного дефекта после чистки образуется несколько дефектов.

Состояния PROOF.

Если же не терпится заняться чисткой, то сначала убедитесь, что это обычный недорогой экземпляр. В случае, если у вас редкий экземпляр и вы не хотите его стоимость свести к минимуму, то лучше очистку доверить профессионалам.

Применяемые материалы и инструменты

Металл, на котором планируется выполнять чеканку, должен обладать вязкостью, пластичностью, способностью изменять форму под воздействием силы, не разрушаясь, подвергаться полировке. К нему относят листы:

  • меди;
  • алюминия;
  • латуни;
  • мельхиора;
  • нейзильбера;
  • железа для кровли;
  • стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
  • золота;
  • серебра;
  • фольгированные.

Материалы для чеканки имеют разную толщину, она варьирует в широких пределах от 0,5 до 3 мм и зависит от вида применяемого металла.

Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.

В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:

  • выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
  • сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
  • контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
  • выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
  • просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
  • выколотки с изнанки (пурошники);
  • отпечатка (фигурные).

Свой инструмент должен иметь каждый чеканщик, его можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо купить стальной прут определенного диаметра и изготовить чекан. Прежде чем придавать форму пруту, его необходимо нагреть до яркого красного цвета, остудить и лишь после этих действий приступать к изготовлению инструмента. После изготовления чекан подлежит закалке. В домашних условиях эту операцию можно выполнить с помощью паяльной лампы. Опять нагреть до красного цвета и опустить в машинное масло для медленного остывания.

Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.

Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная. Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика. Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой.

Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл. Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники. Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.

При выполнении работ понадобятся подсобные приспособления, такие как подложки и мешочки разной плотности, а также расходные материалы, которые используются для придания изделию защитных свойств, укрепляющих и украшающих его, а при необходимости позволяющие красиво оформить свой труд.

В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.

Инструменты и материалы для чеканки

Для чеканки применяют и самые разнообразные сорта металлов. Ключевое свойство, определяющее возможность применения материала для изготовления чеканки — эластичность, другими словами, металл должен изменяться под влиянием внешних сил и при этом абсолютно не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Очень часто мастера применяют материал листового типа с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа применяют материалы с большей толщиной, например, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Красная медь известна с древности. Она обладает пластичностью, нужной вязкостью, но основное то, что данный материал способен воссоздавать собственные пластические свойства по обработке термическим путем. Медь легко чеканиться, ей можно давать практически любую форму. На ее поверхности можно, без больших трудностей исполнять высокую выколотку. Она отлично зашлифовывается и полируется, но изделия, которые сделаны из меди, быстро теряют нанесённый блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основании выделяет высокая стойкость к влиянию коррозии. Они могут без больших трудностей долгое время хранится на воздухе. Эти и некоторые прочие характеристики дали возможность применять медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Алюминий очень легко подвергается чеканке, но работа с ним просит достаточной доли осторожности. У металла невысокая температура плавления и собственно за этим приходится следить в процессе термообработки

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает нужной степенью пластичности, отлично подвергается полировке, а под влиянием отдельных реактивов он может менять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, отдельно стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических трудностей, так при его отделке тяжело сберечь целость листа, между тем его используют для имитирования серебра.

Помимо, цветных металлов для чеканки используют и стали,в особенности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и обрабатывают поверхность. Ее тяжело обрабатывать инструментом для чеканки, но в облицовке ее тяжело заменить. Стали данного класса, так же как и кровельный данный металл используют для получения больших рельефных изображений, которые не нуждаются в старательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, которые имеют в собственном составе — это привлекательный металл, но с огромным трудом поддается чеканке. Ее используют для памятников, монументов и др.

При подборе металла для чеканки очень важно понимать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких недостатков, к примеру, пятен, трещин и др. В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу. Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи

Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду

Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду

В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу. Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду.

Ключевой рабочий орган, благодаря которому выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с использованием ковки. Их делают в виде стержней различного сечения и имеют длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть быть на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают поэтому, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть поднят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который специалист держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Серебряные монеты

На смену слиткам приходит «самая мелкая мелочь» — крохотные серебряные монетки, которые за внешний вид коллекционеры называют «чешуйки» или «чешуя». Именно с их помощью формировалась денежная система удельных княжеств, а затем и объединённого русского царства. Своего серебра для выпуска денег было недостаточно, и на переплавку для выпуска «чешуи» шли европейские талеры. Первую попытку чеканки рублёвой серебряной монеты предпринял царь Алексей Михайлович, реформы которого закончились крахом. Избавиться от мелких «чешуек» удалось только при Петре I, который ввёл в обращение крупные монеты, сделанные по европейскому образцу. Серебро оставалось основой денежного обращения. Именно серебром собирали подати и налоги. Именно оно играло главную роль в период российского серебряного монометаллизма (середина XIX века). Чистота серебра при различных правителях сильно разнилась. Посмотрим, как менялась проба металла для рублёвых монет на протяжении XVIII века:

  • 1 рубль 1704 года (Пётр I) — серебро 833-й пробы;
  • 1 рубль 1725 года (Пётр I) — серебро 728-й пробы;
  • 1 рубль 1761 года (Елизавета I) — серебро 802-й пробы;
  • 1 рубль 1796 года (Екатерина II) — серебро 750-й пробы;
  • 1 рубль 1799 года (Павел I) — серебро 868-й пробы.

Постепенно сложились определённые стандарты для чистоты металла монет из серебра. Отметим основные из них.

Биллон – серебро 500-й пробы и ниже. Использовалось для младшей группы серебряных номиналов позднего периода Российской империи (5, 10, 15 и 20 копеек). В первые годы советской власти чеканились монеты той же пробы по царским параметрам. В начале 90-х годов ХХ века Банк России выпустил ряд юбилейных монет в такой же пробе серебра. Подробнее о российских монетах из низкопробного серебра читайте здесь.

Высокопробное серебро (900-я проба). В поздний период Российской империи из него чеканили 50 и 25 копеек, а также обиходные и памятные рублёвые монеты. В СССР серебряные рубли чеканили до 1924-го, а полтинники – до 1927 года включительно. Возрождение чеканки из серебра 900-й пробы состоялось в рамках олимпийской нумизматической программы «Москва-80».

Стерлинговое серебро – металл 925-й пробы. Считается, что название сплаву дало выражение «Easterling Silver» («серебро с восточных земель»), под которым подразумевались монеты из северных немецких городов. Сплав настолько понравился королю Генриху II, что он, начиная с 1158 года, чеканит свои деньги по этой пробе. В настоящее время она считается международным стандартом, и Банк России выпускает коллекционные монеты именно в этой пробе серебра.

Чистое серебро – металл 999-й пробы и выше. Так как чистое серебро – металл мягкий, то в настоящее время из него в России делают лишь инвестиционные монеты. Самой распространённой из них стал «Георгий Победоносец».

Историческая справка

С появления первых русских металлических монет прошло более тысячелетия, и на протяжении всего этого времени металлом основной денежной массы было серебро. Немалое место и значение в ней занимали золото и медь, и все же серебро во все века было вне конкуренции вплоть до прихода советской власти

Само слово «деньги» имеет тюркские корни, а в домонгольский период на Руси имело хождение слово-эквивалент «сребро», который наглядно показывает важность этого металла в ходовом денежном обращении

Первая медь в данном качестве появилась в смутные времена феодальной раздробленности на фоне скудости казны отдельных субъектов. А уже при Иване Грозном свет увидели и золотые денежные диски. Однако и те, и другие имели очень ограниченное хождение. И лишь при Петре Великом и медь, и золото обрели свое прочное место в денежном хождении на Руси и в международных расчетах. Но каждый металл стоит отдельного внимания.

Винтовой пресс для чеканки монет

Вскоре после изобретений Леонардо да Винчи, в середине XVI века, в Германии появился первый прокатный стан, специально разработанный для выравнивания и растягивания металлических листов, а также чеканки монет.


Изобретенная Уаттом паровая машина позволила сконструировать автоматический пресс для чеканки монет, такой как на иллюстрации.

Приспособление, известное как прокатный станок Брюхера и приписываемое Гуйоту Брюхеру, приводилось в действие за счет энергии, которая вырабатывалась присоединенным к станку гидравлическим колесом. Это колесо обеспечивало движение параллельных металлических валиков или цилиндров, исполнявших роль пресса. Бруски металла, из которых чеканились монеты, проходили через прокатный станок несколько раз. Таким образом, металлический лист получался всегда одинаковой толщины.

Прокатный станок стал прорывом в технике чеканки монет. Но не менее важным изобретением был и винтовой пресс. Его придумали в 1508 году, а несколько позже Бенвенуто Челлини (1500-1571) адаптировал это приспособление специально для изготовления маленьких монет. На Парижском монетном дворе винтовой пресс использовался с 1555 года. Однако широкое применение он нашел только в XVII веке, благодаря граверу монетного двора Николя Брио (1579-1646). Новые устройства для чеканки монет начали применяться в середине XVI века в Германии, Австрии и Венгрии. Один из самых передовых монетных дворов мира находился в немецком городе Аугсбурге, тогдашнем центре технических изобретений. Кроме того, фабрика по производству монет на более сложном механическом оборудовании открылась в 1585 году в Испании, где в то время правила династия Габсбургов, в городе Сеговия.


Мастерские, где чеканили монеты, назывались монетными дворами. Многие из них находились в типичных для своего времени зданиях. На фото -Королевский монетный двор в Севилье, Испания.

Существенным был вклад в это дело и французского ученого Блеза Паскаля (1623-1662), который в 1660 году придумал первый гидравлический пресс. Запатентовал изобретение в 1770 году англичанин Джозеф Брама (1748-1814), а широкое применение устройства в промышленности началось лишь в конце XVIII века. Брама — автор многих изобретений, в том числе станка для печати банкнот с последовательными регистрационными номерами. Устройство было придумано в 1806 году.

Как очистить монеты: универсальные способы

Их перечень довольно обширен. Составы, используемые для очистки, можно разделить на две группы. В первую включают специализированные растворы. Они характеризуются эффективностью, быстродействием, широким спектром действия и высокой ценой. Последний фактор часто становится определяющим.

Многие коллекционеры экономят на чистящих средствах, применяя методы, проверенные временем. Трудностей с их приобретением и изготовлением обычно не возникает. Главное, правильно оценить общее состояние монет, нуждающихся в обработке, и приготовить раствор, соблюдая предписанные пропорции. Зная, как и чем очистить старую медную монету, можно сэкономить много времени.

Механическая чистка монет

В последнее время чистка шаберами набрала популярность и уже довольно много коллекционеров и поисковиков кропотливо работают над монетами. По сути, это самый лучший, но, в то же время, самый трудозатратный способ. Для начала необходимо обзавестись бинокулярным микроскопом типа МБС-9 или МБС-10 и затариться различными шаберами из разных материалов и разного назначения. Профессионал сможет оживить даже напрочь убитую монету. Рельеф закрепляется смолой и уже по нему руками выводятся элементы рельефа и ровное поле монеты.

Процесс чистки, говоря простыми словами, состоит в срезании рыхлых окислов. По сути, как резьба резцами. Конечно, в начале нужно подготовить монету, чтобы смягчить налёт. Можно вымочить монеты в дистиллированной воде, но я, почему-то, отмачиваю их в вазелиновом масле. В процессе чистки оно не высыхает и всякая гадость очень приятно срезается.

Я же не вдаюсь в такие дебри и просто на любительском уровне шабрю монетки. В моём арсенале имеются шаберы из победита, твердосплава, стоматологических боров и советских надфилей. Также гладилки и ручка-цанга.  Стекловолоконной кисточкой удаляю царапины и ровняю текстуру монеты. Ну а далее смазываю монету маслом и получается, на мой взгляд, очень неплохой результат. конечно, я только учусь и косяки имеются. Думаю, в будущем напишу про это полноценную статью.

Нейтральное мыло

Чистка, проведенная посредством массы из гипоаллергенного детского или хозяйственного мыла, считается самой безопасной. Брусок можно измельчить с помощью обычной терки. В полученную смесь необходимо добавить воду. Готовый состав должен иметь однородную пластичную консистенцию. Монеты, внешний вид которых испорчен окислами, налетом, патиной и грязью, оставляют в приготовленном растворе до тех пор, пока не пропадут загрязнения. Изделия, прошедшие обработку, протирают куском мягкой ткани.

Смесь соды и мыла

Добавив в мыльную смесь растворенную пищевую соду, можно существенно ускорить процесс очистки. После окончания процедуры монетки нужно смазать спиртосодержащей жидкостью и вазелиновой мазью. Это необходимо для того, чтобы предупредить окисление изделия в дальнейшем.

Чистка монет варкой в соде

Раньше я очень часто варил находки в соде. Этот метод достаточно быстрый, но испортить им монету намного легче, нежели чем в мыле. В металлической миске разводится в воде сода, закидываются монетки, предварительно помытые под краном, и всё это дело ставится на огонь. Когда раствор закипает, монеты начинают весело позвякивать о дно. Но стоит следить и убавить огонь, когда начнёт лезть пена. Если просмотреть этот момент, плита будет вся в соде и грязи от монет. Варим минут 5-10 и начинаем доставать находки пинцетом, хватающая часть которого предварительно замотана изолентой, чтобы не поцарапать наших подопытных. И так до полной очистки монет.

После всего этого необходимо промыть почищенные кругляши под проточной водой и потереть их щёткой. Осталась грязь — кидаем обратно в кипящую соду, ну а если монетка чистая, то смазываем её вазелиновым маслом. Всё! Монеты готовы.

Заметил, что если медь изначально поедена, то в конце чистки поле монет получится пористой. Ну а если же находка поднята не из поля, а из более щадящего грунта, то поле получится чистым, ровным и глянцевым. На мой взгляд, мыло не так сильно оголяет эти мелкие каверны. Если перекипятить монету, то с патиной можно попрощаться. Медяк выйдет из раствора красный, как рак.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Механика металла
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: