Условия эксплуатации
Втулочно-пальцевая упругая втулка была создана для соединения соосных валов. Среди особенностей эксплуатации можно отметить следующее:
- Крутящий момент может варьировать в пределе от 6,3 до 16000 Нм. Этот показатель зависит от того, какие размеры имеет изделие и для каких целей устанавливается. Производители указывают этот параметр, так как он считается одним из наиболее важных.
- Динамическая нагрузка на момент эксплуатации существенно падает.
- Больше всего устройство распространено в машиностроительной области. Это связано с тем, что в этой области часто проводится соединение нескольких элементов и передачи вращения. В машиностроительной области встречаются и другие варианты исполнения муфт, все зависит от конкретного случая.
- Устройство способно компенсировать небольшой осевое смещение вала на момент эксплуатации. Подобная ситуация встречается крайне часто, так как обеспечить жесткую фиксацию достаточно сложно.
- Частота вращения указывается в технических характеристиках. Она также варьирует в достаточно большом диапазоне. Если провести неправильный выбор упругой втулочно-пальцевой муфты по этому параметру, то она не сможет прослужить в течение длительного периода.
- Вращаться устройство может в любую сторону. Этот момент считается довольно важным, так как некоторые устройства могут вращаться в любую сторону.
- Деталь изготавливается в нескольких климатических вариантах исполнения, что следует учитывать.
На момент работы может возникать трение, которое становится причиной появления высокой температуры. При этом условии эксплуатации определяют возможность воздействия окружающей среды.
Упругие муфты
Упругие компенсирующие муфты — это устройства для соединения валов и передачи вращающего момента. В зависимости от особенностей конструкции и материалов изготовления, изделия подразделяются на жесткие, упруго‑демпфирующие и упругие муфты. Каждый вид отличается способностью компенсировать смещение осей: например, жесткая используется для постоянного сцепления валов, тогда как крутильно-упругая муфта допускает относительный поворот валов (в пределах 1–15 мм) и дополнительно гасит толчки и вибрации за счет наличия эластичных элементов или пружин.
В этой статье освещено назначение данных агрегатов, их основные характеристики, преимущества и разновидности:
Свойства МУВП
Данный вид эластичных муфт обладает высокой амортизирующей и отличной электроизоляционной способностями,они просты в изготовлении, недороги, надежны в работе и кроме этого:
- Демпфируют сильные толчки и удары за счет накопления потенциальной энергии. Кинетическая энергия удара при этом частично расходуется в тепло, частично уходит в потенциальную энергию деформации;
- Служат для защиты от высокочастотных резонирующих колебаний кручения, возникающих в оборудовании вследствие несоосности валов при вращении;
- Имеют высокий параметр энергоемкости, так какони способны накапливать и отдавать энергию.
Наше предприятие имеет полный производственный цикл муфт МУВП и это позволяет сократить до минимума затраты на производство, поэтому сотрудничество снами экономически целесообразно для любогозаказчика.
Условия эксплуатации:
— работа длительная до 24 ч. в сутки или с периодическими остановками;
— частота вращения не более величины, указанной в таблице технических характеристик;
— вращение в любую сторону;
— климатические исполнения — У1, У2, УЗ, УХЛ-4, Т1, Т2, ТЗ и О4 по ГОСТ 15150.
Условные обозначения:
Ткр — номинальный крутящий момент, Н х м
d — диаметры посадочных отверстий втулок или отверстий втулок и фланцевых полумуфт
Исп — исполнения втулок:
1 — с цилиндрическим отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12080;
2 — с цилиндрическим отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080;
3 — с коническими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081;
4 — с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081.
Технические характеристики муфт МУВП
Номер муфты |
Номинальный крутящий моментТкр, Нxм |
dH8 |
d1H9 |
dH8 |
d1H9 |
D, не более |
L, не более, для исполнений |
l, h14, не более, для исполнений |
Частота вращения, с-1,не более |
Масса, кг |
||||
Ряд 1 |
Ряд 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
МУВП-1 |
6,3 |
9 |
— |
71 |
43 |
— |
43 |
— |
20 |
— |
13 |
— |
147 |
0,58 |
10 |
— |
49 |
43 |
49 |
— |
23 |
20 |
16 |
— |
0,60 |
||||
11 |
— |
0,59 |
||||||||||||
МУВП-2 |
16,0 |
12 |
— |
75 |
63 |
53 |
63 |
— |
30 |
25 |
20 |
— |
127 |
0,70 |
14 |
— |
0,68 |
||||||||||||
16 |
— |
83 |
59 |
83 |
59 |
40 |
28 |
30 |
18 |
0,75 |
||||
МУВП-3 |
31,5 |
16 |
— |
90 |
84 |
60 |
84 |
60 |
106 |
1,52 |
||||
18 |
— |
1,40 |
||||||||||||
— |
19 |
1,38 |
||||||||||||
МУВП-4 |
63,0 |
20 |
— |
100 |
104 |
76 |
104 |
76 |
50 |
36 |
38 |
24 |
95 |
2,02 |
22 |
— |
2,04 |
||||||||||||
— |
24 |
1,96 |
||||||||||||
МУВП-5 |
125,0 |
25 |
— |
120 |
125 |
89 |
125 |
89 |
60 |
42 |
44 |
26 |
77 |
3,97 |
28 |
— |
4,13 |
||||||||||||
— |
30 |
165 |
121 |
165 |
121 |
80 |
58 |
60 |
38 |
4,37 |
||||
МУВП-6 |
250,0 |
32 |
— |
140 |
63 |
5,91 |
||||||||
— |
35 |
6,21 |
||||||||||||
36 |
— |
6,25 |
||||||||||||
— |
38 |
6,28 |
||||||||||||
40 |
— |
225 |
169 |
225 |
169 |
110 |
82 |
85 |
56 |
63 |
6,63 |
|||
— |
42 |
6,86 |
||||||||||||
45 |
— |
6,80 |
||||||||||||
МУВП-7 |
500,0 |
40 |
— |
170 |
60 |
11,75 |
||||||||
— |
42 |
12,10 |
||||||||||||
45 |
— |
12,60 |
||||||||||||
МУВП-8 |
710,0 |
45 |
— |
190 |
226 |
170 |
226 |
170 |
110 |
82 |
85 |
56 |
50 |
14,31 |
— |
48 |
14,70 |
||||||||||||
50 |
— |
15,21 |
||||||||||||
— |
55 |
15,34 |
||||||||||||
56 |
— |
15,22 |
||||||||||||
МУВП-9 |
1000,0 |
50 |
— |
220 |
18,87 |
|||||||||
— |
55 |
48 |
19,91 |
|||||||||||
56 |
— |
19,75 |
||||||||||||
— |
60 |
286 |
216 |
286 |
216 |
140 |
105 |
107 |
72 |
21,93 |
||||
63 |
— |
26,09 |
||||||||||||
— |
65 |
28,65 |
||||||||||||
— |
70 |
29,81 |
МУВП-10 |
2000,0 |
63 |
— |
250 |
288 |
218 |
288 |
218 |
140 |
105 |
107 |
72 |
38 |
31,98 |
— |
65 |
31,64 |
||||||||||||
— |
70 |
34,65 |
||||||||||||
71 |
— |
34,48 |
||||||||||||
— |
75 |
35,06 |
||||||||||||
80 |
— |
348 |
268 |
348 |
268 |
170 |
130 |
135 |
95 |
36,07 |
||||
— |
85 |
38,45 |
||||||||||||
90 |
— |
40,03 |
||||||||||||
МУВП-11 |
4000,0 |
80 |
— |
320 |
350 |
270 |
350 |
270 |
30 |
66,71 |
||||
— |
85 |
69,01 |
||||||||||||
90 |
— |
71,61 |
||||||||||||
— |
95 |
74,11 |
||||||||||||
МУВП-12 |
8000,0 |
100 |
— |
400 |
432 |
342 |
432 |
342 |
210 |
165 |
170 |
125 |
24 |
132,68 |
110 |
— |
140,88 |
||||||||||||
— |
120 |
145,58 |
||||||||||||
125 |
— |
142,98 |
||||||||||||
МУВП-13 |
16000,0 |
— |
120 |
500 |
435 |
345 |
435 |
345 |
19 |
237,81 |
||||
125 |
— |
234,61 |
||||||||||||
— |
130 |
515 |
415 |
515 |
415 |
250 |
200 |
205 |
155 |
264,31 |
||||
140 |
— |
264,61 |
||||||||||||
— |
150 |
356,31 |
||||||||||||
180 |
— |
615 |
495 |
615 |
495 |
300 |
240 |
245 |
185 |
308,11 |
Пример обозначения : Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВП — 7 — 500 — 40 — 1 — 45 — 4 У3:
муфта упругая втулочно-пальцевая с номинальным крутящим моментом 500 Н х м, одна втулка с диаметром посадочного отверстия 40 мм, исполнения 1, другая — диаметром 45 мм, исполнения 4, климатическим исполнением У и категорией размещения 3.
Вниманию покупателей! По заявкам потребителей изготавливаем специальные зубчатые муфты с диаметрами, отличными от стандартных. Также изготавливаем муфты МУВП совмещенные с тормозными барабанами.
Основные параметры габаритные и присоединительные размеры муфт
Рассматриваемая упругая втулочно-пальцевая муфта характеризуются определенными размерами, которые должны учитываться. Примером можно назвать следующее:
- Показатель диаметра варьирует в пределе от 9 до 180 мм. Этот показатель позволяет выбрать наиболее подходящий вариант исполнения изделия.
- Длина также считается наиболее важным параметров. Этот показатель может варьировать в пределе от 43 до 615 мм.
- При выборе учитывается масса, которая находится в пределе от 0,58 до 308 кг. Во многом подобный показатель зависит от типа применяемого материала при изготовлении.
Не стоит забывать о том, что увеличение габаритов и массы становится причиной увеличения эксплуатационных характеристик. При производстве рассматриваемых изделий учитываются стандарты, которые и определяют основные размеры.
Шарнирные муфты
Шарнирные муфты (рис. 14) применяют для соединения валов, оси которых расположены со значительным смещением относительно друг друга, причем в процессе работы угол наклона может изменяться.
Рис. 14. Конструкция одношарнирной (а) и спаренной двухшарнирной (б) муфты
Простейшей шарнирной муфтой является одинарная муфта (рис. 14, а), состоящая из двух полумуфт 1 и 2, насаженных на концы валов и соединенных с ними посредством конических штифтов 3. Между полумуфтами установлена крестовина 4, имеющая форму параллелепипеда с отверстиями, оси которых пересекаются под прямым углом. Полумуфты и крестовина соединены при помощи пальцев 5 и втулок 6 с цилиндрическим штифтом 7. Штифты имеют на концах глухие отверстия, которые после сборки развальцовываются, образуя шарнир трения скольжения.
Одинарные шарнирные муфты допускают перекос осей валов на угол до 45°.
При необходимости увеличения угла наклона между соединяемыми валами свыше предельного для одинарной муфты применяют сдвоенную шарнирную муфту (рис. 14, б) с промежуточной спаренной вилкой 8 или две одношарнирные, соединенные последовательно.
Недостаток этой муфты – неравномерное вращение ведомого вала.
Сдвоенную шарнирную муфту (рис. 15) с разнесенными шарнирами применяют для обеспечения вращения ведомого вала с постоянной угловой скоростью, для возможности передачи вращательного движения между параллельными, но смещенными валами, а также при необходимости передачи вращения между соединяемыми валами, которые расположены под увеличенным углом.
Рис. 15. Схема двухшарнирной муфты с разнесенными шарнирами
Для возможности смещения во время работы валы соединяют шарнирной сдвоенной муфтой с телескопическим промежуточным валиком (рис. 16), т. е. валиком изменяющейся длины.
Рис. 16. Схема двухшарнирной муфты с телескопическим соединением шарниров
Шарнирные муфты подразделяются на малогабаритные, передающие небольшие моменты, и крупногабаритные для передачи средних и больших моментов. Малогабаритные шарнирные муфты, одинарные (рис. 14, а) и сдвоенные (рис. 14, б), применяются для соединения валов диаметром от 8 до 40 мм и передаваемым моментом вращения от 11,2 до 1120 Н•м.
Шарниры этих муфт образуются вставными осями, из которых одна длинная, а вторая состоит из двух коротких втулок, стянутых заклепкой. Материал вилок и заклепки – цементируемая сталь 20Х, а крестовины и осей – сталь 40Х.
В трансмиссиях автомобилей, дорожных и других машинах широко используют шарнирные муфты с крестовиной, имеющей шарниры с игольчатыми подшипниками.
Проверочный расчет шарнирных муфт состоит из определения давления на рабочие поверхности шарниров и расчета на прочность вилок и крестовины.
Обгонные и центробежные муфты
Обгонные муфты, или муфты свободного хода, автоматически сцепляют и расцепляют валы в зависимости от соотношения угловых скоростей валов. Если скорость ведущего вала больше скорости ведомого вала, то муфта сцепляет валы. При меньшей скорости ведущего вала муфта расцепляет валы, не препятствуя ведомому валу свободно обгонять ведущий вал, откуда и происходит наименование муфт. Муфты свободного хода широко применяются в велосипедах, мотоциклах, коробках передач автомобилей, металлорежущих станках и других машинах.
По способу сцепления полумуфт различают храповые и фрикционные обгонные муфты. Наиболее распространены фрикционные обгонные муфты с роликами, так как у них почти полностью отсутствует мертвый ход и работают они бесшумно.
Обгонная фрикционная муфта с роликами (рис. 12) состоит из двух полумуфт – звездочки 1 и обоймы 2 – и роликов 3, расположенных в сужающихся в одном направлении пазах между звездочкой и обоймой.
Рис. 12. Обгонная фрикционная муфта с роликами
Каждый ролик отжимается пружиной 4 в сужающуюся часть паза. Если ведущая полумуфта – звездочка, то сцепление валов может происходить только при вращении ее по часовой стрелке, а если ведущая полумуфта – обойма, то сцепление валов может произойти при вращении ее против часовой стрелки. При указанном вращении ведущей полумуфты каждый ролик закатывается в сужающуюся часть паза и заклинивается между полумуфтами, в результате чего и происходит сцепление полумуфт и соединение валов. При обратном вращении ведущей полумуфты ролики выкатываются в более широкую часть пазов и полумуфты расцепляются. Полумуфты и ролики при передаче больших нагрузок изготовляют из стали ШХ15 с термообработкой 58…60 HRC, а при небольших нагрузках – из сталей 20Х и 40Х с термообработкой 50…54 HRC.
Диаметр и длину ролика можно выбрать по следующим соотношениям: dp ≈ 0,125D; l=1,5d, где D – диаметр рабочей поверхности обоймы.
Муфты свободного хода применяют для валов диаметром 10…90 мм, число роликов 3…5, диаметр рабочей поверхности обоймы 32…200 мм, момент, передаваемый муфтой, – 0,25…7,7 Н•м.
Центробежные муфты по способу сцепления полумуфт представляют собой фрикционные муфты, в которых в отличие от фрикционных управляемых муфт сцепления полумуфты сцепляются или расцепляются автоматически с помощью специальных грузов, находящихся под действием центробежных сил и пружин. При достижении ведущим валом определенной угловой скорости центробежные силы, действующие на грузы, связанные с одной из полумуфт, преодолевают силы пружин и прижимают (или отжимают) эти грузы к другой полумуфте, в результате чего полумуфты и соединяемые ими валы сцепляются (или расцепляются).
По устройству центробежные муфты представляют собой фрикционные муфты, у которых механизмом управления служат грузы-колодки 1 (рис. 13), находящиеся под действием центробежных сил. При достижении ведущим валом заданной угловой скорости центробежные силы, действуя на грузы, производят включение муфты. Передача вращающего момента осуществляется силой трения, пропорциональной квадрату угловой скорости.
Рис. 13. Центробежная колодочная муфта
В современном машиностроении применяются конструкции центробежных муфт, которые служат для разгона механизмов с большими маховыми массами при двигателе с малым пусковым моментом, для повышения плавности пуска, для предотвращения разноса машины и т. п. Размеры муфт принимают конструктивно. Рабочие поверхности трения грузов проверяют на износостойкость аналогично фрикционным муфтам.
Упругая муфта rotex
Упругая муфта rotex, всемирно известный продукт на рынке муфт, выпускаемая мировым лидером в этой сфере немецкой кампанией KTR Kupplungstechnik GmbH.
Эта муфта выпускается в различных вариантах (более 16-ти), — начиная с самой простой, состоящей из двух ступиц и зубчатого венца, до довольно сложных, — как муфта с вентилятором – FNN.
Такие упруго-компенсирующие муфты со звездочкой KTR ROTEX, могут применяться в компрессорах, насосах, приводах подъемно-транспортных механизмов. Они хорошо компенсируют осевые, радиальные и угловые смещения соединяемых валов, а также практически идеально гасят крутильные колебания и поглощают ударные нагрузки.
Еще один вид — муфта упругая с торообразной оболочкой состоит из двух полумуфт и упругой оболочки, которая зажимается двумя кольцами, с помощью винтов.
Муфта упругая с торообразной оболочкой предназначена для передачи вращения между механизмами, которые подвергаются действию довольно значительных вибрационных, ударных и динамических нагрузок. Этот вид муфты прекрасно компенсирует радиальное смещение валов до 4,5 мм, они имеют высокие демпфирующие свойства, и характеризуются простотой конструкции и большим сроком эксплуатации — 10 лет. Муфта обеспечивает электро и шумоизоляцию узлов привода, и применяется в механизмах, в которых трудно обеспечить соосность валов, при ударных и переменных нагрузках.
Такие высокоэластичые муфты широко применяются в насосных установках, в приводах рольгангов прокатных станов, строительно-дорожных машин, бурильных станках, а также в силовых приводах судов речного и морского флота, вспомогательных приводах тепловозов и электровозов.
/,»и,
ЛЛ» ИСПОЛНЕНИЙ
Чесш вращения Г1, не бои
Смешение валов, НЕ боЛЕЕ
ради-
ИЛЬНОЕ
УГЛО
ВОЕ
Масса, «г, Ktte
250.0
500.0
710.0
40
45
40
45
45
50
50
50
50
03
03
42
140
03
225
100
225
100
82
85
56
42
00
100
55
220
170
220
170
82
$5
50
55
00
220
05
280
210
280
210
140
105
107
72
70
в
70
250
218
21$
140
105
107
72
38
0,4
0,03
11,75
12,10
2,60
14.31
14.70
15.21
15,34
15.22
19,91
19,75
21,93
26,09
28,65
29,81
31,98
3164
34,65
ев
Октаниткцы 1
Номи нальный |
i № |
6 К! |
1 Н8 |
i\ Н) |
А |
L, не более, для исполнений |
(414, m мощений |
Частот праще- |
Смешение валов, не более |
Масса, кг, |
||||||
(футяшии момент, Н’М |
Ряд 1 |
Ряд2 |
не более |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
* I НИЯ.С , не более |
ради альное |
угло вое |
не более |
|
71 |
ф |
■ |
34,4! |
|||||||||||||
75 |
35,06 |
|||||||||||||||
2000,о |
80 |
250 |
208 |
348 |
2(8 |
38 |
0,4 |
Г00′ |
36,07 |
|||||||
85 |
348 |
38,45 |
||||||||||||||
90 |
40,03 |
|||||||||||||||
80 |
170 |
130 |
135 |
95 |
(6,71 |
|||||||||||
40000 |
85 |
320 |
350 |
270 |
350 |
270 |
30 |
0,5 |
69,01 |
|||||||
tWvjV |
90 |
71,61 |
||||||||||||||
95 |
74,11 |
|||||||||||||||
1 |
Ф |
132,68 |
||||||||||||||
8000 0 |
ПО |
400 |
9)2 |
342 |
432 |
342 |
24 |
0,5 |
ОТО* |
140,88 |
||||||
OvWjV |
120 |
“W |
210 |
105 |
170 |
125 |
145,58 |
|||||||||
Ш |
ф |
кв |
142,98 |
|||||||||||||
120 |
435 |
345 |
43! |
345 |
Щ1 |
|||||||||||
ш |
234,61 |
|||||||||||||||
16000,0 |
130 |
500 |
515 |
415 |
515 |
415 |
250 |
200 |
205 |
155 |
19 |
0,6 |
264,31 |
|||
но |
# |
■ |
264,61 |
|||||||||||||
150 |
356,31 |
|||||||||||||||
100 |
(15 |
495 |
015 |
495 |
300 |
240 |
245 |
185 |
308,11 |
Примечание-Ряд! является предпочтительным.
€45-
3 Полумуфты должны изготавливаться из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412. Допускается изготовление полумуфт из других материалов с механическими свойствами не хуже, чем у чугуна марки СЧ20.
4 Антикоррозийные покрытия полумуфт в зависимости от условий эксплуатации муфт — по ГОСТ 9.301, ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.306.
5 Материал пальцев — сталь с механическими свойствами не хуже, чем у стали марки 45 по ГОСТ 1050.
6 Материал распорных втулок — сталь марки СтЗ по ГОСТ 380. Допускается изготовление втулок из неметаллических материалов, обеспечивающих необходимую механическую прочность.
7 Упругие втулки должны изготавливаться из резин со следующими физико-механическими свойствами:
предел прочности при разрыве, МПа, не менее 8
относительное удлинение при разрыве, определяемое по ГОСТ 270, %, не менее 300
относительное остаточное удлинение, определяемое по ГОСТ 270, %, не более 24
твердость, определяемая по ГОСТ 263,
условных единиц, в пределах 60—75
истирание (по Грассели), м3/(Вт * с), не более 2,8 х 10—10
Общие технические требования на упругие втулки для муфт, предназначенных для эксплуатации в условиях тропического климата, должны соответствовать ГОСТ 15152.
Допускается замена упругих втулок набором колец с наружным и внутренним диаметрами, равными диаметрам втулки.
8 Размеры шпоночных пазов и предельные отклонения — по ГОСТ 23360 для исполнений 1, 3 и ГОСТ 10748 для исполнений 2, 4.
Ширина шпоночных пазов для полумуфт исполнений 3, 4 — по ГОСТ 12081.
9 Допуски углов конусов отверстий — по 9 степени точности по ГОСТ 8908.
10 Допускается сочетание полумуфт разных исполнений с различными диаметрами посадочных отверстий в пределах одного номинального крутящего момента.
11 По заказу потребителя допускается посадочное отверстие в одной из полумуфт выполнять меньшего диаметра, установленного для других номинальных крутящих моментов.
12 Пример условного обозначения упругой втулочно-пальцевой муфты с номинальным крутящим моментом 250 Н • м, диаметром посадочного отверстия d = 40 мм, исполнения 1, климатического исполнения У и категории 3:
Муфта упругая втулочно-пальцевая 250—40—1 УЗ ГОСТ 21424—93
То же с номинальным крутящим моментом 250 Н м, одна из полумуфт диаметром d = 32 мм, исполнения 1, другая — диаметром d — 40 мм, исполнения 4, климатического исполнения Т и категории 2:
Муфта упругая втулочно-пальцевая 250—32—1—40—4 Т2 ГОСТ
21424—93
Примечание — В обозначении муфты после значения номинального крутящего момента указывают обозначение полумуфты с отверстиями для крепления пальцев.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка 1 |
Номер пункта |
! ГОСТ 9.301—86 |
4 |
ГОСТ 9.303—84 ; 4 |
|
ГОСТ 9.306—85 |
4 |
ГОСТ 263—75 |
7 |
ГОСТ 270—75 1 7 |
|
ГОСТ 380—88 |
в |
ГОСТ 1050—88 |
5 |
ГОСТ 1412—85 |
3 |
ГОСТ 8908—81 |
9 |
ГОСТ 10748-79 |
8 |
ГОСТ 12080-66 |
2 |
ГОСТ 12081-72 |
2, 8 |
ГОСТ 15150-69 |
Вводная часть |
ГОСТ 15152—69 |
7 |
ГОСТ 23360-78 |
8 |
УДК 621.825.7:006.354 ОКС 21.060.60 Г15 ОКП 41 7119
Ключевые слова: муфта упругая втулочно-пальцевая, параметр, размер
Редактор АЛ. Владимиров Технический редактор Л.А. Кузнецова Корректор В. И. Кануркина Компьютерная верстка В. И. Грищенко
Иэд. лиц. № 021007 от 10.08.95.Сдано в набор 23.04.96. Подписано в печать 09.07.96. Уел, печ. л. 0,70. Уч.-изд. л. 0,55. Тираж 549 экз. С 3583. Зак. 313.
И ПК Издательство стандартов 107076, Москва, Колодезный пер., 14.
Набрано в Издательстве на ПЭВМ
Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник”
Москва, Лялин пер., 6
§ 36. Классификация муфт и заделок и область их применения
Для соединения, ответвления кабелей и присоединения их к электроаппаратам или воздушным линиям электропередачи применяют кабельные муфты и заделки. От правильности выбора конструкции муфт и заделок, а также от качества их монтажа во многом зависят надежность и долговечность кабельных линий. Кабельные муфты и заделки должны удовлетворять стандартам и техническим условиям (ТУ).
После монтажа муфты и заделки должны обладать электрической и механической прочностью не меньшей, чем целого участка кабеля. Во избежание проникновения влаги в кабель они должны обеспечивать герметичность его изоляции в месте соединения или вывода токопроводящих жил. Гарантийный срок, в течение которого предъявляют претензии к изготовителю, для муфт силовых кабелей с бумажной или пластмассовой изоляцией составляет 4,5 года. Муфты рассчитаны на срок службы не менее 25 лет.
Для классификации кабельных муфт и заделок введены единые терминология, определения и обозначения.
Соединительная кабельная муфта (С) — устройство, предназначенное для соединения кабелей.
Стопорная кабельная муфта (Ст) — устройство, предназначенное для соединения кабелей и предотвращения стекания кабельной массы при их прокладке на наклонных трассах.
Стопорно-переходная кабельная муфта (СтП) — устройство, предназначенное для соединения кабелей с различной пропитанной бумажной изоляцией и предотвращения стекания кабельной массы при их прокладке на вертикальных и наклонных трассах.
Ответвительная кабельная муфта (О) — устройство, предназначенное для присоединения ответвительного кабеля к магистральной кабельной линии.
Концевая кабельная муфта (К) — устройство, предназначенное для присоединения кабелей к электроаппаратам наружной (КН) и внутренней (КВ) установки или воздушным линиям электропередачи.
Концевая кабельная заделка (КВ) — устройство, предназначенное для присоединения кабелей к электроаппаратам внутренней установки. Кабельная заделка не имеет специального защитного кожуха.
Муфты и заделки классифицируют по типам, маркам и маркоразмерам.
Тип определяет область применения и назначение муфты или заделки, например: С — соединительная муфта, КВ — концевая муфта или заделка для внутренней установки.
Марка муфты или заделки состоит из обозначения типа, материала и конструктивного исполнения, например: СЭ — соединительная эпоксидная муфта для кабелей с бумажной изоляцией напряжением до 10 кВ и пластмассовой изоляцией напряжением до 1 кВ, с корпусом, имеющим поперечный разъем; КВЭтв — концевая эпоксидная заделка внутренней установки с термоусаживаемыми ПВХ трубками для кабелей с бумажной изоляцией напряжением до 10 кВ.
Для различных сечений кабелей марку муфты или заделки классифицируют в зависимости от габаритных размеров (маркоразмеров), например: СЭ-2 — второго мар-коразмера — для сечения жил 95—120 мм2 при напряжении 6 кВ, 70—95 мм2 при напряжении 10 кВ; КВЭтв-3-третьего маркоразмера — для сечения жил 120—150 мм2 трехжильного кабеля при напряжении до 1 кВ, 70 — 95 мм2 при напряжении 6 кВ, 50 — 70 мм2 при напряжении 10 кВ.
Условные обозначения типов, марок и маркоразмеров муфт и заделок приведены в технической документации. В тех случаях, когда для одних и тех же условий предлагается несколько различных конструкций муфт, приводят указания по применению со следующей терминологией ПУЭ:
-
следует применять — данная конструкция муфты или, заделки является лучшей и обязательной к применению;
-
рекомендуется — данная конструкция является одной из лучших, но не обязательной; этот же термин применяют к конструкциям муфт и заделок, рекомендуемым к эксплуатации в качестве установочных партий при отсутствии других решений;
- допускается — данная конструкция муфт и заделок является удовлетворительной, а в ряде случаев вынужденной; этот же термин применяют к опытно-промышленным конструкциям.
Классификация электромуфт
В большинстве случаев электромуфты классифицируются по тому, в какой области они применяются. Чаще всего применяется электромагнитная фрикционная муфта. Она обладает следующими свойствами:
- Устройство может применяться для снижения вероятности воздействия импульсных нагрузок.
- На холостом ходу конструктивные особенности определяют незначительные потери. Этот момент определяет то, что основные элементы не нагреваются при эксплуатации.
- Есть возможность провести быстрый пуск механизма даже в случае, если оно находится под большой нагрузкой.
Рассматриваемый тип механизма делится на несколько основных типов:
- Контактные.
- Тормозные.
- Бесконтактные.
Довольно част встречается муфта электромагнитная тормозная, которая может снизить количество оборотов при работе.
- Катушки электромагнитного типа. Она изготавливается при применении специальных сплавов, которые характеризуются определенными свойствами. Катушка требуется для непосредственной генерации электромагнитного поля.
- Пластин прижимного типа. Этот элемент конструкции должен характеризоваться высокой прочностью.
- Шкива, который передает усилие от электрического двигателя. Привод подобного типа получил довольно широкое распространение, так как он обеспечивает защиту устройства от перегрева при большой нагрузке. За счет смены шкивов есть возможность регулировать количество оборотов на выходе.
В рассматриваемом случае на катушку подается электричество, которое образует электромагнитное поле. За счет этого происходит притягивание прижимной пластины к шкиву. Подобное перемещение дает свободу валу, и механизм начинает работать.
Компрессорные установки получили весьма широкое распространение
Именно поэтому нужно уделять внимание следующим дефектам:
- Довольно часто встречается ситуация, когда подшипник шкива деформируется. В этом случае достаточно провести замену элемента.
- Прижимная пластина изготавливается из тонкого метала, поэтому на момент эксплуатации она может деформироваться. Кроме этого, проблема возникает в случае неправильной установки зазора.
- Встречается ситуация сгорания самой муфты. Она чаще всего связана с высоким напряжением, которое подается на катушку.
Развитие современных технологий определило то, что в автомобилях проводится установка электромагнитной муфты сцепления. Она делиться на несколько различных типов в зависимости от привода:
- Гидравлический. Этот вариант исполнения характеризуется тем, что передача усилия осуществляется за счет жидкости в системе. Масло и вода хорошо подходят для передачи усилия. Однако, гидравлический привод на сегодняшний день характеризуется относительно низкой надежностью.
- Механический. Подобное устройство характеризуется тем, что передача усилия проводится за счет сочетания различных элементов. Примером можно назвать звездочки, шестерни и другие детали.
- Муфта сцепления электромагнитная.
Наиболее распространен последний тип механизма. При этом он также классифицируется на несколько основных типов:
- По показателю трения выделяют мокрые и сухие. В последнее время большое распространение получили варианты исполнения, которые могут работать только при добавлении масла.
- Классификация проводится и по режиму включения: непостоянные и постоянные.
- Выделяют муфты с одним или несколькими ведомыми дисками. Выбор проводится в зависимости от того, какие требуются эксплуатационные характеристики.
- По виду управления также выделяют несколько основных видов механизма. Примером можно назвать механический, гидравлический и комбинированный.
Этот современный вариант исполнения встречается в случае, когда нужно обеспечить смещение соединяемых элементов относительно друг друга на момент эксплуатации.