Основные элементы крана
Мост крана или пролетная балка представляет собой несущую конструкцию крана, которая предназначена для движения по ней грузовой тележки. Мост состоит из двух пролетных балок, соединенных концевыми балками. При помощи концевых балок вся конструкция перемещается по подкрановым путям. На мосту крана могу размещаться одна либо две грузовые тележки на одному или двух независимых путях.
Грузовая тележка мостового крана или крановая тележка – это механизм, предназначенный для перемещения и подъема груза вдоль пролетной балки крана. Конструктивно тележка представляет собой раму, которая сварена из поперечных и продольных балок и опирается на ходовые колеса. Тележка имеет очень жесткую конструкцию. На раме размещается подъемный механизм (вспомогательного и основного подъемом), а также механизм для перемещения самой тележки вдоль моста крана, токоприемник и устройства безопасности.
Тельфер или таль – подвесное грузоподъемное устройство ручное или механическое (с электрическим приводом). Тельфера нашли широкое применение как в качестве самостоятельное грузоподъемного механизма, так и в тележках однобалочных мостовых кранов. В мостовых двухбалочных кранах тельфера, устанавливаемые на грузовых тележках, могут иметь значительную грузоподъемность для работы с крупными заготовками и промышленными механизмами.
Концевая балка является составной частью мостового крана и выполняет функции механизма перемещения мостовой балки по подкрановым путям и одновременно служит опорой моста. Конструктивно концевая балка состоит из корпуса, колесных блоков и мотор-редуктора.
Подкрановый путь служит для движения крана по подкрановой балке. Для мостового двухбалочного крана подкрановый путь выполняется опорным или подвесным. От этого зависит тип путей: рельсовые или балочные. В качестве рельсов применяются квадратные или полосовые стали, железнодорожные рельсы или специальные крановые рельсы.
Подкрановые балки являются основным несущим элементом крановой конструкции, который воспринимает и передает крановые нагрузки на неподвижное основание и обеспечивает безопасную работу крана на всем пути его перемещения. На подкрановой балке размещается подкрановый путь. Подкрановые балки выполняются из металлических балок либо железобетона и являются конструктивным элементов крановой эстакады.
Испытания кранов
Грузоподъёмные механизмы рассчитаны на определённые условия эксплуатации. Вес, который приемлем для поднятия краном, указан в паспорте. Механические напряжения создаются при работе установки и вызываются нагрузками. Части крана, вследствие поднятия груза, подвержены изгибу. Первичная форма моста и крановых путей изменяется, образуются деформации. Когда нагрузка снимается, деформация, называемая упругой, пропадает. Остаточная деформация создаётся в случае превышения допустимых нагрузок. Остаточные деформации недопустимы, так как нарушают свойства материалов.
Деформацию моста определяют, подвешивая на тонкой струне из стали грузик к тележке и нагружая грузозахватный орган. С помощью теодолита отмечают расположение грузика при кране нагруженном и не нагруженном. Расчётами определяют величину деформации. Если опыты покажут наличие у главной балки остаточной деформации, механизм к эксплуатации не допускается.
Подкрановые пути крана опорного
В помещении устанавливают опорную кран балку если:
- ферменные конструкции недостаточно прочные;
- нет перекрытий конструкции;
- не хватает высоты подьема крана (за счет низких потолков).
Путь опорного крана состоит из:
- Рельса, тип которого закладывается в проекте,
- Подкрановой балки,
- Стульчика для опирания подкрановой балки,
- Опор (железобетонных или стальных),
- Фундамента под опоры,
- Крепежных элементов – прижимов, подкладок, скоб, крючьев, стыковых и температурных накладок, метизов,
- Тупиковых упоров на концах рельсовых нитей,
- Системы электропитания крана – кабельной или троллейной,
- Площадок для осмотра и ремонта крана, страховочных тросов,
- Тормозных конструкций путей для гашения инерционных колебаний.
Колонны (опоры) для подкранового пути опорного крана бывают железобетонные или стальные. Обычно расстояние между колоннами делают 6м, реже 12м.
Железобетонные колонны
Стальные колонны
Подкрановая балка опирается на консоль (стульчик).
- У железобетонной колонн консоль (стульчик) уже изготовлен,
- У стальных колонн стульчик или приваривается к колонне или подкрановая балка опирается на саму колонну.
При установке опорного крана в здании, не имеющем стульчиков на железобетонной колонне – стульчики крепятся с помощью стального каркаса, установленного по всей высоте колонны.
Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.
Некоторые варианты подкрановых конструкций опорных кранов.
При установке опорного крана в здании, не имеющем стульчиков на железобетонной колонне – стульчики крепятся с помощью стального каркаса, установленного по всей высоте колонны.
Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.
Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.
Крепление подкрановой балки к консоли колоны.
- колонна;
- закладная деталь в колонне;
- крепежная деталь;
- закладная деталь балки;
- подкрановая балка;
- болты;
- опорный стальной лист консоли колонны;
- закладная деталь балки.
Крепление рельса к подкрановой балке.
5. подкрановая балка; 6. болт, гайка, шайба; 9. подкрановый рельс; 11. упругие планки; 12. прижимная планка.
2. Прижимная планка
1. Упорная планка
Установка тупиковых упоров (на конце рельсового пути). 1 – колонна; 5 – подкрановая балка; 9 – подкрановый рельс; 10 – деревянный брус или резиновый буфер.
Тупиковые упоры должны обеспечивать гашение остаточной скорости крана и предотвращение схода крана с рельсовых путей в аварийных ситуациях (наезд на упоры с включенным механизмом передвижения крана). После аварийного наезда упоры должны подвергаться полному техническому освидетельствованию, о чем делается запись в паспорте тупиковых упоров.
На комплект упоров (4 шт) должен быть паспорт с указанием завода-изготовителя, заводских номеров, года выпуска и типов кранов, для которых рекомендуется применять упоры данной конструкции.
В зависимости от конструкции крана могут применяться тупиковые упоры ударного или безударного типа.
Технические характеристики рельсов и квадратов.
п/п | Номер двутавра | размеры, мм | масса 1м, кг | метров в тонне | ГОСТ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Бв | В | Н | |||||
1 | Р18 | 40 | 80 | 90 | 17.91 | 55.83 | 6368-82 |
2 | Р24 | 50 | 92 | 108 | 24.90 | 40.16 | |
3 | Р43 | 70 | 114 | 140 | 44.65 | 22.39 | 7173-54 |
4 | Р50 | 72 | 132 | 152 | 51.6 | 19.38 | |
5 | Р65 | 75 | 150 | 180 | 64.64 | 15.47 | |
6 | КР70 | 70 | 120 | 120 | 46.10 | 21.69 | 4121-76 |
7 | КР80 | 80 | 130 | 130 | 59.81 | 16.71 | |
8 | КР100 | 100 | 150 | 150 | 83.09 | 12.02 | |
9 | КР120 | 120 | 170 | 170 | 113.47 | 8.81 | |
10 | квадрат 50х50 | 19.2 | 50.97 | 2591-88 | |||
11 | квадрат 60х60 | 28.26 | 35.38 |
Технические характеристики рельсов и квадратов.
- Трещины, рванины и раскатанные загрязнения на поверхности рельсов не допускаются.
- Поперечная вырубка, заварка дефектов не допускаются.
- Торцевые поверхности рельса не должны иметь следов усадочной раковины, расслоений и трещин.
- Местные деформации на рельсе не должны превышать 1мм на длине 0.5м.
- Отклонение от прямолинейности рельса не должно превышать: в горизонтальной плоскости – 0.08%, в вертикальной плоскости – 0.06% длины.
Монтаж
Если необходимо выполнить монтаж подкрановых путей под открытым небом, следует начать с обращения в организацию, которая имеет лицензию, выданную Ростехнадзором. Перейдя на портал федеральной службы, можно проверить, имеет ли фирма разрешение.
Сначала специалистами разрабатывается схема монтажа, после этого приступают к работам на площадке. С нее снимают плодородный слой земли, доходя до слоя глины. После этого делают водоотвод, отсыпают подушку. Сверху насыпают слой щебня. Технология монтажа должна строго соблюдаться, тогда пути под кран прослужат долго.
Важно правильно выполнить расчет фундамента под кран. Выполняя работу, нужно ориентироваться на стандарт ГОСТ. При создании подвесных путей важно учесть размеры балки, на которой будет зафиксирован рельс
Они зависят от того, какие грузы нужно переносить. Чаще всего используются двутавровые балки из металла. Ширина их полки должна быть не менее 20 см, высота балок — от 60 см и более
При создании подвесных путей важно учесть размеры балки, на которой будет зафиксирован рельс. Они зависят от того, какие грузы нужно переносить
Чаще всего используются двутавровые балки из металла. Ширина их полки должна быть не менее 20 см, высота балок — от 60 см и более.
Разрабатывая проект, нужно ориентироваться на то, какие технические характеристики имеют грузоподъемные машины. Предприятия могут использовать узкоколейные рельсы, например Р-24, а также специзделия, предназначенные для перемещения крановых механизмов. Это модель железнодорожных рельс КР-70.
Если организация приобрела кран небольшой грузоподъемности, то рельсы можно сделать из металлопроката. Для этого используют изделия квадратного сечения 5×5 см или 6×6 см.
Следует правильно выполнять крепление крановых рельсов к подкрановым балам. Квадратные рельсы приваривают, фиксируя к подкрановой балке. Если приобретены рельсы Р-24, их тоже можно приварить, но для этого должны быть использованы крепежи. К-70 можно монтировать только при помощи болтовых соединений. Этот способ потребует больших финансовых затрат, но длительный срок службы путей беспечен.
Занимаясь монтажными работами, необходимо ориентироваться на ГОСТ 4121-96. Следует учитывать нормативы Р 53866-2010. В этих документах перечислены основные требования, которые предъявляют к рельсам.
Особенности ремонта
Периодически требуется выполнять ремонт опорных конструкций. На периодичность осмотра влияет интенсивность эксплуатации оборудования. В обязательном порядке при наземном исполнении пути требуется устранить перепад высот каждого рельса. Далее посредством обследования определяют износ металла, необходимость выполнить замену, рихтовку рельс либо дополнительных элементов.
Ремонтные действия начинают с осмотра каждой крепежной детали, балок, чтобы выявить отклонение от штатного состояния. Затем организуют замену всех элементов, вышедших из строя. После этого ремонтируют стыковые соединения, направляющие, узлы электрооборудования, подводящие кабели.
После устранения выявленных недостатков делают финишную нивелировку путей перемещения агрегата. Она необходима, чтобы определить надежность произведенного ремонта. Главное, что следует помнить — для предотвращения поломки необходимо скрупулезно и своевременно контролировать состояние всего оборудования, которое включают в себя подкрановые пути.
Процедура монтажа
На основании вида устанавливаемого оборудования выбирается процедура монтажа. Это может быть как сборка небольших кранов, так и мощного оборудования для передачи многотонных грузов.
Двухпролетный мостовой кран поставляется в таком комплекте: балка жесткая, балка несущая, две балки подвижные, электроталь, электрооборудование. Во всех случаях несущая балка поставляется как два симметричных отдельных отрезка двутавра без сварки «в замок». Совершение операции проводится заказчиком на мессе монтажа крана на основании схемы стыковки.
На видео можно увидеть фрагмент процесса монтажа однобалочного крана
Монтаж двухпролетного крана происходит в следующем порядке. Сначала на несущей балке происходит установка электротали и монтировка оборудования. Все выполняется так же как и для однопролетного крана. На подкрановый пусть устанавливают концевые балки, две подвижные балки крепят по краям, а жесткую балку – посредине.
В собранном виде несущую балку с электротельфером подымают, строповывают и одним концом вкатывают на опорные ролики кронштейна одной подвижной балки. Потом также поступают с другим концом и второй подвижной балкой. Отверстия на несущей балке совмещают с отверстиями в кронштейне жесткой балки, затем стыкуют их меж собой с помощью четырех болтов. Остальные операции, связанные с монтажом двухпролетной балки, совершаются так же, как и для однопролетной балки.
На этой видеозаписи видна процедура монтажа опорной кран-балки грузоподъемностью 5 тонн
Монтаж двухбалочного крана мостового типа отличается масштабом выполнения работ, а это связано с очень большим весом конструкций крана, его размерами. Говоря о помещении цеха или промышленном предприятии, то во время монтажа мостового крана производство продукции стоит временно остановить по понятной причине. Если идет постройка объекта, то установка крана совершается до приемо-сдаточных работ. Не стоит забывать, что монтаж мостового крана происходит только квалифицированными работниками.
Полезные советы
Процесс монтажа Существует несколько важных советов, касающихся монтажа:
Перед монтажом крана нужно проверить соответствие длины моста пролету, где нужно проводить его монтаж. Например. При строительстве завода понадобился мостовой кран (пролет составляет 18 метров, а кран – 16,5 метров). Завод-изготовитель по неизвестным причинам поставил кран, пролет которого составлял 16 метров. Специалисты не подвергли сомнениям комплектность поставки и принялись за монтаж крана. Со временем заметили, что кран на полметра короче
Результат – объект сдан без крана!
Важно определиться, в какой оси будут располагаться троллеи для электрического крана. Обычно, в механомонтажных планах такое не указывают
Потому на чертежах оси, по которым будут располагаться троллеи, стоит указать хотя бы схематически. Если этого не сделать, то место быть ошибкам. Так при монтаже мостового крана на некотором объекте из-за ошибки в расположении троллеев мастера были вынуждены установить между балками крана мачту, разработать и поставить специальные крепления мачты, приподнять лебедкой кран и развернуть его. В итоге, работа длилась дольше, чем планировалось.
Перед непосредственным монтажом мостового крана следует удостовериться, были ли установлены ограничители (упоры) хода крана на концах крановых путей. Если нужно срочно смонтировать кран, а упоров нет, то можно самостоятельно установить какие-то ограничители, так как кран может сойти с «путей».
Во время монтажа двухбалочного мостового крана по консоль балки можно подложить каток размерами 30-40 мм, что облегчит подкат балки одной к другой и выставку их домкратами.
Балки между собой закрепляются болтами. К балке сбоку «приваривают» соединительный пластины. Обычно в комплекте поставляются «чистые» болты. Их производят из мерного проката легированных и углеродистых сталей, и из прокатов цветных сплавов. Когда уже все болты установлены, то нужно проверить диагонали крана. Затем можно прихватить пластины, и еще раз проверить диагонали. И только тогда можно обваривать пластины.
Технические условия
Они полностью регламентируют крепление рельсов подкрановых путей к стальным балкам для организации передвижения мостовых электрических кранов и продиктованы ГОСТом 4121-76. Согласно данному стандарту, созданные таким образом транспортные линии могут эксплуатироваться в легком, среднем и даже тяжелом режиме. Объекты для укладки линий допускаются самые разные, вплоть до открытых и достаточно протяженных эстакад.
Максимальная расчетная сейсмичность при этом составляет 9 баллов по шкале MSK-64, температура окружающего воздуха может достигать -65 градусов по Цельсию.
Также они задают межосевую дистанцию между опорной конструкцией и центральной точкой установки. Она, вместе с другими важными геометрическими параметрами, представлена на чертеже и в таблице ниже.
Тип рельса | Марка узла крепления | Расст-е между осями
А, мм |
Планки | Гайка | Болт | Шайба | |
прижимная | упорная | ||||||
КР70 | 70 | 95 | П1 | У1 | М 24.4
ГОСТ 15526-70 |
М 24х46
ГОСТ 15589-70 |
24.02
ГОСТ 11371-78 |
КР80 | 80 | 100 | П2 | ||||
КР100 | 100 | 110 | П1 | У2 | |||
КР120 | 120 | 120 | У3 | ||||
КР70 | 70ХЛ | 95 | П1ХЛ | У1ХЛ | М 24.4
ГОСТ 5915-70 |
М 24х46
ГОСТ 7798-70 |
|
КР80 | 80ХЛ | 100 | П2ХЛ | ||||
КР100 | 100ХЛ | 110 | П1ХЛ | У2ХЛ | |||
КР120 | 120ХЛ | 120 | У3ХЛ |
Решая, какой узел крепления подкрановых рельсов к железобетонным балкам выбрать, помните о соединителях. В случае с элементами фиксации действует следующее правило:
l, то есть расчетную длину болта, необходимо взять, отталкиваясь от такого соотношения:
(80 + б) мм – если предпочтение отдается профилям КР70-100;
(85 + б) мм – если будут использоваться КР120;
причем в данной формуле:
80 и 85 – общая (суммарная) толщина элементов, уже учитывающая, что гайки, шайбы, другие комплектующие, возможно, будут наклонены, и принимающая во внимание тот эффект, который при этом наблюдается;
б – средняя толщина опорной конструкции, представленная в миллиметрах и взятая в центральной части верхнего пояса.
Ремонт
Ремонтные работы выполняют при повреждении рельсов или их износе. Обнаружить неполадки можно, проведя комплексное обследование. При необходимости рабочими может быть сделана рихтовка подкрановых путей, ее осуществляют по высоте, а также по осям.
Специалисты меняют детали, которые подверглись большему износу, регулируют стыки. Если есть необходимость, проводится реставрация земляного полотна, осуществляется замена электрического оборудования, выполняется нивелировка подкрановых путей.
Если вышла из строя электрика, сотрудники организации, имеющей лицензию Ростехнадзора, сделают заземление подкрановых конструкций.
Комплекс работ может быть расширен, ведь после диагностики может оказаться, что рельсы не в допуске. В этом случае их необходимо заменить. Сначала разрабатывают новый проект, а затем начинается процедура, которая аналогична первичному монтажу. Неполадки поможет выявить съемка подкрановых путей.
Правильно сделанные рельсы прослужат не менее 25 лет, но в некоторых случаях возможен более ранний демонтаж из-за возникновения форс-мажорных ситуаций. Например, это может произойти при размыве насыпи из-за паводка. Рельсы могут быть деформированы в результате падения крана или груза. Ремонт подкрановых путей должны выполнять специалисты.
Источник
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
Балки подкрановые, их назначения, типы
Подкрановые балки бывают нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности:
- Рядовые (С). Они устанавливаются на пролетах среднего размера.
- Торцевые (К). Монтируются на крайних пролетах.
- Балки типа «Т», которые используют при оборудовании рядом с температурными швами.
Эта классификация создана в зависимости от места размещения балок в помещении.
Также балки могут иметь или не иметь закладные элементы, которые служат основой конструкции и предназначены для закрепления конструкции в рабочее положение.
Стальные и железобетонные несущие конструкции способны выдержать интенсивную эксплуатацию и серьезные единоразовые нагрузки. При правильном монтаже и точном расчете способностей подкрановых балок этот элемент обеспечивает высокую производительность.
Ремонт
Ремонтные работы выполняют при повреждении рельсов или их износе. Обнаружить неполадки можно, проведя комплексное обследование. При необходимости рабочими может быть сделана рихтовка подкрановых путей, ее осуществляют по высоте, а также по осям.
Специалисты меняют детали, которые подверглись большему износу, регулируют стыки. Если есть необходимость, проводится реставрация земляного полотна, осуществляется замена электрического оборудования, выполняется нивелировка подкрановых путей.
Если вышла из строя электрика, сотрудники организации, имеющей лицензию Ростехнадзора, сделают заземление подкрановых конструкций.
Комплекс работ может быть расширен, ведь после диагностики может оказаться, что рельсы не в допуске. В этом случае их необходимо заменить. Сначала разрабатывают новый проект, а затем начинается процедура, которая аналогична первичному монтажу. Неполадки поможет выявить съемка подкрановых путей.
Правильно сделанные рельсы прослужат не менее 25 лет, но в некоторых случаях возможен более ранний демонтаж из-за возникновения форс-мажорных ситуаций. Например, это может произойти при размыве насыпи из-за паводка. Рельсы могут быть деформированы в результате падения крана или груза. Ремонт подкрановых путей должны выполнять специалисты.
Подкрановые пути кран-балки
Для нормального функционирования кран-балки необходимо смонтировать подкрановые пути. Они бывают подвесные или сооружены на специальных опорных эстакадах. Тип подкрановых путей определяется заводом-изготовителем или по заявке собственника отдельно проектируется профильными организациями.
Стоить отметить, что каждый тип рельсового пути имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Если рассматривать преимущества подвесной кран-балки, то можно сказать следующее. Это увеличенная зона обслуживания, практически стопроцентное отсутствие различных помех, которые может создать балка для других механизмов на разгрузочно-погрузочной площадке в складском помещении.
Более того, она значительно дешевле в применении, нежели опорная модель. Это обусловлено дешевизной подкрановых путей, а также возможностью быстро и без больших затрат заменить маршевые двутавры.
При этом нет необходимости демонтировать подъемные устройства данного типа. Все это происходит, как говорят, во время эксплуатационных пауз. При установке подвесного типа грузоподъемного механизма отпадает необходимость использовать автокран или специальную колонну для монтажа. А это тоже экономия средств. Однако есть и минусы. Все, о чем говорилось выше, можно применить только в помещении.
Опорные кран-балки более универсальны в применении и могут использоваться, как внутри помещений, так и вне их. Это увеличивает производительность и масштабность погрузочно-разгрузочных работ.
Монтаж подкрановых путей осуществляют специализированные предприятия, которые имеют государственные разрешения на осуществление таких работ. Они монтируют их только по утвержденной схеме, ни на йоту не отходя от требований. Обычно монтажные бригады оснащены необходимым инструментарием и другими средствами для успешной установки пути.
Особенно трудным технологическим процессов является устройство эстакадного рельсового пути. Для этого нужна помощь проектных организаций. В созданном проекте указывается марка бетона, из которого нужно возводить опорные колонны, расстояние между ними. В обязательном порядке определяются параметры каждого фундамента под каждую колонну.
При заливке фундамента требуется строжайший контроль за дозировкой каждого ингредиента. Для установки колонн используют автокраны средней грузоподъемности. Конечно, речь идет об изготовлении опорного подкранового пути не внутри помещения, а на территории, вне производственных и складских помещений.
Использование кран-балки вне помещений требует подвода силового кабеля, что тоже вызывает дополнительные расходы. Более того, электрические узлы требуют специальной герметизации от атмосферных осадков.
Что касается монтажа подкранового пути в помещении, то используют для этого стеновые выступы или его подвешивают прямо на потолок. Не нужно особенно герметизировать электрические узлы, поскольку подъемный механизм все время находится под надежной крышей.
Кран-балка на предприятии неутомимый работник. Ее эксплуатируют на многих производствах, складских помещениях круглосуточно. И их производительная эксплуатация полностью зависит от состояния подкранового пути. Если при монтаже была допущена несбалансированность высот каждого двутавра, то возможны клинения самого подъемного устройства, что грозит выходом его из строя
Важно, чтобы пути были рассчитаны на поднятие максимального груза. В противно случае также могут возникнуть затруднения с производительной ее эксплуатацией. — все о спецтехнике!
— все о спецтехнике!