Способ № 1: растворение ржавчины
Как открутить заржавевшую гайку? Мы не будем мучиться с инструментом, растрачивая свои силы понапрасну. А отправимся на поиски вещества, которое поможет растворить ржавчину и уменьшить силу трения. Из самых известных хорошо себя зарекомендовали:
- Специальное средство WD-40.
- Керосин.
- Тормозная жидкость.
- Бензин.
- Очиститель карбюратора.
- Спирт.
- Столовый уксус.
- Йод.
- «Кока-кола» и иной напиток, имеющий в своем составе фосфорную неорганическую кислоту.
Уверены, что хотя бы одно из перечисленного оказалось у вас под рукой. Далее алгоритм ваших действий несложен:
Хорошо смочите гайку средством
Подождите около получаса.
После этого инструментом попробуйте осторожно отвернуть деталь. Не вышло — снова обработка веществом и ожидайте.
Средство будет лучше воздействовать, если вы смочите в нем ветошь или салфетку и обмотаете ею гайку.
Ускорить откручивание затем можно, слегка постучав по детали молотком.
Еще один эффективный способ — после воздействия раствора попытайтесь скрутить гайку сильным и резким рывком.
Для маленькой гайки поможет способ «враскачку» — взад и вперед.
Радикальный способ скрутить гайку
Прикипевшая гайка может стать весьма непростой задачей в том случае, если с ней не справляется ни один из вышеперечисленных способов. В этом случае приходится использовать радикальные методы – ломать гайку. Сделать это можно специальным инструментом, называемым гайкоколом. Суть его заключается в том, что он обхватывает гайку своей металлической окружностью, после чего воздействует на одну из ее сторон своим режущим элементом из крайне прочного металла. Последний просто прорезает одну из граней, разрушая саму гайку. При этом резьба самого болта, если действовать аккуратно, может остаться целой.
Если же этого инструмента под рукой нет, то придется действовать дедовским способом с применением грубой силы. Приставляем к гайке зубило, после чего начинаем бить по нему молотком до достижения необходимого эффекта. В этом случае обычно приходится менять и болт, так как его резьба также оказывается поврежденной.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
- Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
Вот такой саморез выкрутить уже сложно
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Пошаговая инструкция по выкручиванию болта
Представленные ниже методики помогут решить проблему выкручивания крепежей при различном характере повреждений.
С испорченными гранями
Опыт специалистов подскажет, как откручивать болты с сорванными гранями. Для этого используют сразу несколько эффективных методов. На скорость работы влияет месторасположение крепежа, наличие необходимых инструментов и доступность метиза. Рекомендуется применять каждый из следующих методов по очереди до полного демонтажа поврежденного метиза:
- Задействование острого зубила. Такой способ применим только в том случае, когда сломался большой болт. Весомым аргументом будет доступ к крепежу. Чтобы удалить деталь со сломанной гранью, понадобится зубило и молоток. К головке болта по касательной нужно приложить зубило и наносить по нему удары молотком. Этот подход можно назвать наиболее простым. Но такие действия подойдут далеко не во всех случаях.
- Более эффективным является способ применения переставного ключа. Если к метизу есть свободный доступ, универсальный ключ с большой вероятностью сможет сорвать элемент с места. Принцип действия заключается в использовании специальных насечек, которые располагаются на рабочей поверхности. Ключ надежно зажимает головку и позволяет откручивать болтики наименьшего размера. Обязательное условие – переставной ключ должен быть новым.
- Накидной ключ также может оказаться необходимым приспособлением. Головки для откручивания болтов с сорванными гранями довольно часто справляются с самыми сложными случаями. Профиль ключа должен состоять из 12 граней, а внутри – гнездо звездочка. Головка должна быть на один размер меньше болта. Деталь аккуратно надевают на крепеж при помощи молотка и начинают выкручивание метиза.
- Ножовка по металлу. Приспособление позволяет пропилить углубление для дальнейшего откручивания метиза плоской отверткой. При этом глубина должна быть на 25% меньше высоты головки метиза.
- С помощью болгарки или напильника можно сделать новые грани под меньший размер ключа. Располагая рожковым ключом, можно сделать всего 2 грани параллельные друг другу.
- Запасной вариант – воспользоваться сварочным аппаратом. В этом случае к болту нужно приварить дополнительную гайку.
Повреждение резьбы
Распространенной проблемой является повреждение резьбы. В результате болт прокручивается в посадочном месте и не извлекается наружу. Существует проверенный способ, как можно выкрутить болт с сорванной резьбой. С помощью плоской отвертки необходимо поднять крепеж. Для этого отвертку помещают между головкой метиза и основанием, после чего крепежный элемент с усилием поднимают вверх. Затем нужно начать откручивание до момента полного извлечения из посадочного места.
Специалисты также рекомендуют толкать крепеж с обратной стороны при условии, что отверстие сквозного образца. Если нет возможности демонтировать гайку по причине сорванной резьбы, данное место срезают болгаркой.
Под звездочку и шестигранник
Большое распространение получили крепежные материалы с головками под звездочку, а также шестигранник. Такие метизы надежны и удобны в эксплуатации. Однако подобные детали также могут выходить из строя.
При повреждении граней нужно действовать таким же образом, как и в случае с простыми болтами. Разница заключается только в том, что демонтаж выполняется при помощи специальных ключей с гранями характерной формы – шестигранника или звездочки.
Под отвертку
При ограниченном доступе можно сделать насечку на болте. На помощь придет зубило или болгарка. Сделав пропил, пробуют выкрутить метиз отверткой. Если такой способ не приносит желаемого результата, отвертку ставят под углом и наносят по ручке удары молотком. Перед тем как откручивать сорванные болты, рекомендуется нанести смазывающую жидкость. Прикладываемое усилие должно иметь направление против часовой стрелки.
Подробное видео о способах откручивания поврежденных болтов:
https://youtube.com/watch?v=LapWWacvEUg
Насадки TORX
Вторые по частоте использования болты имеют цилиндрическую головку с внутренним шестигранником. Вариантов как отвернуть болт с сорванными гранями несколько. Можно воспользоваться ключами. Их наконечник выполнен как звездочка. Чтобы раскрутить такое соединение, нужно взять ключ большего размера, чем внутренний шестигранник.
Молотком вбить этот ключ в отверстие головки. Шлицы пробьют пазы. Биты TORX использовать не рекомендуется, потому что они имеют внутреннее отверстие, предназначенное для термической обработки. А при пробивке пазов бита может обломиться. Откручивать следует рывком во избежание среза пазов.
Если винт имеет небольшой диаметр, то в шляпке можно пропилить шлиц под отвертку. Для этого можно воспользоваться болгаркой или ножовкой по металлу. Глубина шлица не должна превышать 5 мм, а ширина должна соответствовать толщине отвертки. Для выкручивания следует взять мощную Г-образную отвертку.
Если болт не хочет выкручиваться, используют специальный инструмент — экстрактор. С одной стороны, у него центровочное сверло, а с другого торца конусная винтовая насадка с левым вращением. Сначала в головке сверлится отверстие. Затем экстрактор переворачивается. На электродрели или шуруповерте устанавливается левое вращение и можно выкручивать.
У кого нет экстракторов можно воспользоваться двумя сверлами. Вначале сверлом малого диаметра подготавливается отверстие. Второе сверло большего диаметра, но меньше диаметра резьбы, чтобы ее не повредить, имеет левую винтовую канавку. Этим сверлом происходит зацепление и выкручивание винта.
Как открутить гайку с сорванными гранями
Одной из причин, которая затрудняет раскручивание болтов или шпилек, является выход из строя гайки. Это происходит в результате коррозии, нарушения целостности резьбы или сорванных краёв. Очень часто возникает проблема — как открутить гайку с сорванными гранями?
Для её решения необходимо определить степень износа, выбрать метод раскручивания, подготовить необходимый инструмент.
Причины заклинивания гайки
Обычно трудности раскручивания связаны не с одним дефектом, а несколькими. Причинами заклинивания, которые приводят к невозможности откручивания гаек с сорванными краями, являются:
- механическое воздействие на всё соединение, которое приводит к деформации или поломке отдельных элементов);
- неправильное соединение (изменения угла наклона при закручивании с излишним усилием);
- использование некачественного инструмента (применение гаечных ключей с изношенными краями приводит к повреждению граней);
- воздействие коррозии;
- возникновение естественной диффузии между деталями («заваривание» соединений).
Первые две причины проявляются в результате неаккуратной эксплуатации или сборки механизма. Следующие причины связаны с протеканием химических процессов. Это связано с тем, что основное количество элементов крепежа изготавливаются из различных марок углеродистой стали без антикоррозийной обработки. В результате контакта с водой и кислородом воздуха происходит химическая операция окисления с появлением окисла, который приводит к заклиниванию резьбы и разрушению граней. Применение усилия при закручивании повышает надёжность резьбового крепления, но приводит к уменьшению расстояния между деталями и приводит к возникновению эффекта диффузии. В результате этих двух факторов увеличивается сила трения, создающая препятствие выкрутить гайку.
После длительной эксплуатации величина этой силы может превысить заданные показатели прочности применяемой стали. В этом случае снять винты без применения специальных методов бывает достаточно сложно.
Как открутить
Отвернуть гайку с сорванными гранями можно следующими методами:
- механический (с применением готового или самодельного инструмента);
- химический (использование различных химических соединений и специально разработанных составов);
- термический (нагрев резьбы до требуемой температуры).
Механический метод предусматривает применение следующих способов:
- применение специальных накидных головок;
- увеличение приложенной силы (например, удлинение рычага к стандартному ключу);
- периодическое воздействие на сорванную поверхность или изменение направления вращения;
- использование способа акцентированного воздействия (определение точек воздействия зависит от величины гайки и степени изношенности);
- механическое разрушение коррозийного слоя для облегчения откручивания элемента с сорванными краями.
В качестве специального инструмента, который способен вывернуть болт с сорванными гранями применяют специальные головки. К таким инструментам относятся изделия класса УПК или SL. Их внутренняя поверхность выполнена в форме сложного шестигранника, увеличивающего площадь соприкосновения с сорванной поверхностью. Иногда для решения этой задачи подходит обыкновенный газовый ключ. Если инструмент подобран правильно, то проблема как открутить болт, грани которого сорваны, решается достаточно легко.
Если такой процесс невозможен или трудновыполним, элемент с сорванными краями просто срезают, например, ножовкой или болгаркой. Такой способ потребует полной замены крепёжных элементов.
К таким жидкостям относятся сильные кислоты, например серная, соляная. Можно применять более слабые кислоты, в этом случае значительно увеличивается время воздействия, и можно не получить ожидаемого эффекта.
В настоящее время разработаны специальные жидкости, позволяющие эффективно снизить силу трения. К таким средствам относиться WD-40. Его наносят на место крепежа. Через некоторое время удаётся без труда произвести раскручивание.
Термический процесс способствует увеличению расстояния между резьбой гайки и болта, снижает диффузионный и коррозийный эффекты. При повышенной температуре сила трения снижается и процесс откручивания упрощается. Применение этого метода ограничено конструктивными особенностями детали и имеющимися возможностями (наличием сварочного аппарата или паяльной лампы).
Причины срывания граней
Желание быстро заменить неисправные детали, закрепленные резьбовым соединением, не всегда осуществимо. Иногда при попытке выкрутить болт из корпуса блока ключ начинает прокручиваться.
Это связано с тем, что края фурнитурной головки ломаются при воздействии повышенной нагрузки. А причиной тому могут быть следующие факторы:
- залипание, которое вызвано диффузией атомов при длительном соединении;
- смещение соединяемых деталей относительно оси отверстий, что приводит к заклиниванию винта;
- вытягивание при установке (повышенная нагрузка);
- использование неподходящего инструмента при сборке (например, для затягивания болта, головка которого 14 мм, используется ключ на 17, а для устранения зазора вставляется отвертка);
- коррозия, разъедавшая поверхность головки.
Болт с сорванными гранями
Сейчас мы разберемся, как же как выкрутить болт с сорванными гранями. Как правило, причины этой беды кроются в том, что:
- Детали, которые держал болтик, оказались смещены неестественным образом. Это приводит к его зажиманию и порче.
- Сам болтик при закручивании был сильно затянут.
- Инструмент, которым его затягивали, был не того размера и использовались подручные средства (отвертки или стамески часто подкладывают в ключи большего размера при отсутствии подходящих маленького).
Перед тем, как выкрутить сорванный болтик или гайку, нужно провести некоторую подготовку. Это позволит вам потратить меньше времени и усилий, а порой и сберечь дорогостоящее оборудование.
Последовательность действий
- Покрыть соединение жидкостью, которая поможет откручиванию. Такой жидкостью может случить знаменитая WD-40, тормозная жидкость или керосин. Не торопитесь, дайте жидкости сделать своё дело. Как показывает практика, минут на тридцать, а то и час можно смело оставлять деталь в покое.
- Возьмите любой подручный инструмент и легонько, не сильно, постучите по метизу со всех доступных сторон. Ваша цель, в данном случае, не запустить болтом как шариком для гольфа, а всего лишь слегка расшатать его на месте его крепления. Во время выполнения данного мероприятия есть опасность повредить резьбу, так что соизмеряйте силу и замах.
- Если есть возможность и пространство, попробуйте нагреть болтик. Для этого подойдет газовая горелка. Убедитесь в отсутствии возле рабочего места легковоспламеняющихся жидкостей и предметов. Убедитесь также перед началом прогрева, что в случае непредвиденной ситуации вам есть куда отступать. Не прогревайте деталь открытым огнем в закрытых помещениях. Лучше открыть ворота или переместить болтик на воздух. Опаленные таким способом ржавчина и жир превратятся в пепел, и перестанут препятствовать откручиванию болтика.
Однако часто случается, что заклинивает именно тот винтик, к которому никак не подобраться с горелкой или инструментом для простукивания. В этом сложном случае следует болгаркой или любым подручным инструментом типа зубила сделать на сохранившейся шляпке глубокий пропил. Он и станет той зацепкой, которая позволит вытащить весь болт.
Теперь можно, зацепившись за этот выступ, попробовать открутить неподдающийся шуруп. Упритесь в выемку отверткой, и совершая легкие удары по ее рукоятке молотков в сторону откручивания (не по часовой стрелке), потихоньку проворачивайте болт.
Проблема с болтами под шестигранник
- Можно проделать насечку на шляпке, после чего попытаться выкрутить изделие обычной плоской отверткой;
- Использовать звездочку TORX. В случае если речь идет о выступающей головке, а не отверстии под шестигранник, то необходимо использовать звездочку без отверстия в центре, а также немного не подходящую по размерам. В этом случае инструмент плотно входит в шляпку, после чего соединение может быть откручено резким движением;
- Если речь идет о болтах с отверстием под шестигранник, то можно использовать надфиль с целью получения следующего размера;
- Дрель со сверлом левого вращения. Последнее по своему диаметру должно быть меньше диаметра болта. Перед применением в последнем при помощи тонкого сверла необходимо проделать отверстие, в которое после этого и будет вставлено сверло обратного вращения.
«Болгарка» и дрель
Использование «болгарки» является последним «аргументом» в борьбе с закисшим резьбовым соединением. При этом головку поврежденного болта просто срезают, а стержень, оставшийся в резьбовом канале, высверливают с помощью дрели. Впоследствии возникает необходимость нарезания ремонтной резьбы под болт большего диаметра. В случаях, когда есть возможность снять демонтируемую деталь после срезания головки, лучше это сделать. В таком случае остаток болта часто удается выкрутить без применения дрели. В качестве примера можно привести процесс снятия головки блока цилиндров ВАЗовской «классики».
У Вас вопрос или комментарий? Пишите! Нажмите, чтобы отменить ответ.
Уменьшаем трение
У железа есть одна очень паршивая особенность — ржавчина расширяется в объёме, причем усилие таково, что может разрывать бетон, что наглядно видно на этом фото из википедии:
Представляете как крепко ржавчина может держать болт за резьбу? В таких случаях рычаг побольше приведет только к оторванной головке болта. Для облегчения откручивания в такой ситуации используют проникающую смазку (гуглить «penetrating oil»). Общее название таких составов — «жидкий ключ» — это и WD-40 и ее аналоги, например «Валера» отечественного производства. Смысл этих составов в том, что они проникают в зазор резьбы и облегчают скольжение. Если вы находитесь на необитаемом острове, то аналог проникающей смазки можно сделать смешав легкий растворитель (керосин, бензин и т.д.) с маслом (моторное, трансмиссионное и т.д.). Такая смесь будет хуже специально разработанного химиками состава, но лучше чем совсем ничего. При работе с проникающими смазками помним, что некоторые составы разъедают краску и вызывают набухание резинок, портят некоторые пластики. Проникающие смазки любят температуру (при +60С они работают лучше, чем при +5С) и время, лучше залить и оставить откисать на ночь.
Источник картинки: https://smazka.ru/production/smazki/aerozolnye-smazki/master-smazka-valera-/
Прежде чем прикладывать усилия к тому, что не откручивается — примените проникающую смазку.
Как открутить шестигранник без ключа
Другими способами, как открутить болт без шестигранника, являются следующие:
Если размеры болта не слишком маленькие, можно воспользоваться зубилом или обычным молотком: ими наносятся удары под углом в сторону откручивания крепежа.
Способ с применением накидного или газового ключа.
Если возникла проблема, как открутить «слизанный» шестигранник, можно воспользоваться гайковертом с насадкой. Болтовое соединение выкручивается при помощи ударного механизма.
Способ применения сварки: к крепежу приваривается небольшое количество металла с гайкой или любым куском арматуры, при помощи которого он затем выкручивается.
Крайними мерами для выкручивания шестигранного метиза с внутренней осью является полный демонтаж крепления, когда совершаются надрубы молотком и крепеж разбирается.
Приобретая набор инструмента в кейсе, многие из покупателей обращали внимание на странные головки с округлыми гранями и надпись на ценнике Super Lock. Технология торцевых головок Super Lock имеет разное название у производителей: NON SLIP, SURFACE DRIV, BOLT GRIP, SL-головки, головки с обратными спиральными канавками
Внешний вид головок представлен на рисунке ниже
Технология торцевых головок Super Lock имеет разное название у производителей: NON SLIP, SURFACE DRIV, BOLT GRIP, SL-головки, головки с обратными спиральными канавками. Внешний вид головок представлен на рисунке ниже.
В какую сторону откручивается ступичная гайка
Да, вы вполне можете оказаться одним из счастливчиков, которым не потребуется никаких дополнительных усилий, так как проблема с ослаблением ступичной гайки может быть просто в выборе неправильного направления.
Итак, берем вороток и когда ваш автомобиль далеко не новый, пробуем, если гайка не застопорилась, на левом колесе откручиваем гайку против часовой стрелки, а на правом колесе — по часовой стрелке. На современных марках часто приходится откручивать ступицу против часовой стрелки как слева, так и справа.
Перед тем, как начать откручивать ступичную гайку, не забудьте, что она ломается, когда автомобиль стоит на колесах, а под них ставятся отбойники. Со стороны, с которой будет откручиваться гайка, надежно устанавливается упор.
Хотя если гайка расположена глубоко, а тормозной диск вентилируется, то можно попробовать открутить его (закрепив мощной отверткой) и так далее, только убедившись, что автомобиль хорошо закреплен. Помните о мерах личной безопасности: берегите глаза, не слишком усердствуйте, ведь при смелости и энтузиазме можно ненароком пораниться или испортить кузов автомобиля.
К сожалению, в большинстве случаев одного большого рычажного ключа недостаточно, приходится пользоваться дополнительными инструментами, специальными смесями. Рассмотрим другие варианты.
Как не рекомендуется откручивать
Не пытайтесь лишний раз «открыть Америку», перечисленные выше способы в 99% случаев помогут сломать контргайку. Не следует пытаться использовать следующие методы:
- Резка аргонной, кислородной или электросваркой;
- Сильные удары молотком или киянкой по торцевой поверхности;
- Прыжки на рычаге;
- Удары по бокам, краям, основанию;
- Воздействие открытого огня на деталь (например, обливание ее керосином и поджог).
Меры безопасности
Для безопасного отвинчивания ступичной гайки необходимо выполнение следующих требований:
- Используйте подходящие инструменты и аксессуары;
- Прочно зафиксировать кузов в исходном положении (ручник, пятка);
- Используйте специальные нескользящие перчатки;
- С чрезмерным усилием нельзя подкладывать кузовные детали под кузов автомобиля, если колесо поднято домкратом;
- Сначала стараемся откручивать более плавно, стараясь сохранить родную контргайку;
- Последовательность действий определяется в оперативной карте. Это необходимо соблюдать.
Почему срывается шуруп?
В большинстве случаев шурупы срываются по причине изношенного инструмента. Например, если жало на отвертке недостаточно острое, а грани слегка стертые, шуруп вполне может сорваться. Шуруп срывается и тогда, когда оказывают слишком малое давление на отвертку. В этом случае отвертка соскакивает с грани, и после нескольких таких неудачных попыток шлицы «слизуются».
Но существует и другая причина. В некоторых случаях часть головки отламывается. Это может случиться, если шуруп со временем состарился и сломался от износа. С другой стороны, шуруп может быть достаточно новым, но он гнется и впоследствии ломается из-за низкого качества. Давайте разберемся, как выкрутить шуруп, если он имеет сорванные грани.
Профилактика проблемы
Чтобы в дальнейшем не мучиться над тем, как открутить заржавевшую гайку на авто, велосипеде, смесителе, при установке этой детали не забывайте предпринимать следующее:
- Обязательно обрабатывайте резьбу смазкой: графитовой, силиконовой, тефлоновой.
- Откажитесь от использования солидола и литола. Дело в том, что эти вещества прекрасно подходят только для динамичных, движущихся деталей, но никак не статичных, к которым и относится болт с гайкой. В нашем случае такая смазка только закостенеет и, наоборот, будет мешать откручиванию.
Надеемся, что вы нашли подходящий способ, который помог вам справиться с возникшей проблемой
Еще раз обращаем ваше внимание: не забывайте о ее профилактике!