Шевингование

Разновидности станков для изготовления шестерней

Для надёжного зацепления и передачи усилия зубчатое колесо должно иметь определённые геометрические формы, которые возможно изготовить только на специальном оборудовании:

  1. Зубофрезерный станок. Состоит из рабочего стола, подвижной и неподвижной стойки, жёсткого основания. Такой станок ждёт, методом обкатки или копирования, может делать шестерни цилиндрической формы с прямым или винтовым зубом поштучно или серийно. Комплектуется станок фасонными, дисковыми, пальцевыми или червячными фрезами. В зависимости от расположения основной заготовки, такие станки могут быть вертикальными и горизонтальными. Вертикальные станки снабжены стойкой или столом, которые движутся в вертикальном или радиальном направлении и являются особенно удобными для автоматизации процесса. Горизонтальные подходят для нарезания шестерней повышенной сложности.
  2. Зубодолбежный станок. Этот агрегат может нарезать шестерни с внешнем и внутренним зацеплением, а также с косыми, прямыми, винтовыми зубцами на цилиндрической поверхности от 12 мм. Наличие встроенного реверса даёт возможность обработки с закрытым углом шеврона.

Стандартная компоновка такого оборудования предполагает наличие:

  • Станины. Она гасит вибрацию и объединяет все элементы процесса
  • Гитары обработки
  • Шпинделя. На него крепится режущий инструмент
  • Рабочего стола для крепления заготовки
  • Направляющих суппорта
  • Долбежного суппорта – место крепления долбяка
  • Кулачков врезания.

Основное вращение станка – это результат работы электродвигателя. Передача крутящего момента, поступающего на заготовку и долбяк обеспечивается клиноременной передачей. Облегчает управление станком возможность регулировки скоростей с помощью коробки передач.

Работа зубодолбежного станка с ЧПУ может проходить полностью в автоматическом режиме. Такая модель может быть частью конвейерного производства и иметь функцию погрузки /разгрузки заготовок в автоматическом режиме.

Материалы изготовления

Материал для изготовления подбирается в зависимости от ее размера, механизма, где она будет работать и от материала ответной детали, с которой происходит взаимодействие. Металлические шестерни используются в небольших механизмах и крупногабаритных промышленных установках, редукторах, зубчатых передачах, соответственно нагрузка разная и материал подбирается исходя из этих параметров.

Исполнение шестерней можно встретить из таких материалов как:

  • Сталь;
  • Бронза;
  • Латунь;
  • Дюраль;
  • Второпласт;
  • Капролон;
  • Пластмасса.

Шестерни в стальном исполнении наиболее износостойкие и надежные, если дополнительно закалить их до нужной твердости. Стальные зубчатые колеса применяются в узлах, где есть большие нагрузки и высокая скорость вращения деталей. Для того чтобы шестерни долгое время служили без поломок и внезапного выхода из строя, необходимо тщательно следить за смазочным материалом, таким как трансмиссионное масло и контролировать уровень и своевременно менять его. Преимуществом шестерней из стали — стойкость к динамическим нагрузкам в механизмах, где присутствует такое действие как торможение. Стальные зубья легко выдержат данный вид нагрузки.

Шестерни из бронзы, латуни и других видов цветных металлов применяются там, где нет больших нагрузок на устройство. Они идеально подходят для работы в агрессивной среде, так как цветной металл стойкий к коррозии. Преимуществом шестерней из цветных металлов — низкий шум и более плавный ход работы. Такие детали обычно используют в промышленных редукторах, где из бронзы состоит червячное зубчатое колесо. Шестерни из капролона, второпласта или любого другого вида пластика менее устойчивы к износу и быстрее стачиваются зубья в работе. Данный вид шестерней не подходит для работы с большой нагрузкой и высокими оборотами. При высоких оборотах происходит быстрый нагрев и пластиковая шестерня начинает плавиться. Но у них есть и преимущества, такие как небольшой вес. Пластик отлично подходит для небольшого размера зубчатых колес, например их, используют в печатной технике, принтерах, бытовой технике, некотором банковском оборудовании.

1 Шевингование зубчатых колес – суть и особенности операции

Описываемый процесс базируется на операции соскабливания «лишней» стружки с обрабатываемой детали (колес из легированной и высоколегированной стали) кромками режущего приспособления из быстрорежущей стали. Причем выполняется такая операция при скольжении по отношению друг к другу шевера и профилей зубьев колеса, которое подвергается обработке. Под шевером понимают зубчатую рейку либо зубчатое колесо, характеризуемое наличием режущих кромок на поверхностях (боковых) зубьев.

Последние формируются канавками поперечного вида. Относительное проскальзывание достигается за счет монтажа детали и шевера на агрегат для выполнения рассматриваемой нами операции под определенным углом наклона. Данный угол равняется алгебраической разности или сумме углов наклона рабочего инструмента и заготовки. Если указанные элементы направлены в разноименные стороны, перед значением угла ставят знак «минус», если они имеют одноименный наклон – «плюс».

По сути, профили зубьев монтируются таким способом, чтобы со скрещивающимися под заданным углом осями они создавали зубчатую винтовую передачу. На практике пытаются добиться показателя угла от 10 до 15 градусов. Шевер вращает зажатую в центрах устройства деталь. Калибрование профиля осуществляется на линии самой короткой дистанции между осями колеса и режущего инструмента.

По этой причине снятие стружки по всей ширине заготовки будет эффективным в том случае, если колесо перемещается вдоль данной линии. Осуществляется указанное перемещение несколькими разными методами при помощи подач следующего вида:

  • поперечной;
  • продольной;
  • тангенциальной;
  • диагональной.

При использовании продольной подачи длина зуба колеса идентична длине хода. Интересующая нас линия в такой ситуации относительно режущего инструмента является неподвижной, а значит, обкатка выполняется одинаковыми кромками шевера, которые пролегают через пятно контакта (именно оно представляет собой кратчайшую линию). Понятно, что подобная процедура приводит к тому, что кромки инструмента изнашиваются неравномерно.

При перемещении стола в перпендикулярном к оси заготовки направлении (подача поперечного типа) кромки зубьев изнашиваются равномерно. Кроме того, необходимое перемещение шевера получается более коротким. Примерно таким же, как и при диагональной подаче, которая характеризуется тем, что режущее приспособление функционирует большей шириной. Минимальное же перемещение отмечается при тангенциальной подаче. При ней стол подается под углом (прямым) не к обрабатываемому колесу, а непосредственно к оси шевера.

Практическим путем доказано – осциллирующее движение, сообщенное в плоскости обработки шеверу и колесу, обеспечивает множество преимуществ при осуществлении тангенциальной и поперечной подачи. В частности, следующих:

  • интенсификация сил трения, а также их стабилизация при выполнении операции снятия стружки с детали;
  • снижение до 0,32–0,63 мкм показателя шероховатости;
  • снижение времени процедуры за счет облегчения условий обработки зубчатого колеса и возможности проведения ее за один проход (при этом шероховатость заготовки не ухудшается).

Необходимое оборудование

Параметры оборудования

Подбор необходимого оборудования осуществляется согласно задачам производства, заданным параметрам мощности и производительности зубошевинговального станка. Основной привод двигателя полуавтоматического станка может быть гидравлическим, электромеханическим.

Промышленное заводское оборудование характеризуется следующими параметрами:

  • Скорость цикла обтачивания заготовки, производительность станка в заданную единицу времени.
  • Максимальный размер диаметра детали, подлежащей обработке, разбег значения 125–4000 мм.
  • Мощность главного привода двигателя, потребляемая мощность варьируется в пределах 1,0–14 кВт.
  • Модуль зубчатого колеса. Величину модуля зубчатого колеса определяет толщина стенки зуба.
  • Способ подачи рабочего инструмента относительно оси детали, проходящей доработку.

Например, распространённый промышленный станок модели 5702 предназначен для обтачивания зубцов колёс диаметром до 200 мм, модулем до 6 мм.

Скорость вращения маховика регулируется в диапазоне от 78 до 395 оборотов в минуту, мощность основного привода станка 2,8 кВт.

Классификация формы шевера

В операции шевингования зубчатых колёс на станках используется следующий инструмент резки:

  • зубчатая рейка с насечками, инструмент называется реечным,
  • зубчатый диск с режущими кромками, или дисковый шевер,
  • облегающий шевер, применяется в основном для шевингования бочкообразных зубьев,
  • червячный шевер.

Цилиндрические заготовки обтачивают реечным и дисковым инструментом, червячный вид резца применяют для шевингования металла червячных зубчатых колёс.

Виды подачи инструмента

Двигатель станка придаёт рабочее движение резцу, который после зацепления передаёт движение обрабатываемой детали. От вида подачи зависит рабочий ход шевера, скорость и количество проходов обтачивания.

Виды подачи режущего инструмента:

  • поперечная подача — режущие кромки движутся перпендикулярно к оси заготовки,
  • продольная подача резца — совпадает с направлением оси детали,
  • тангенциальная подача — заготовка расположена перпендикулярно к оси шевера,
  • диагональная подача инструмента — под углом к оси обрабатываемой детали.

При использовании продольной подачи величина шага хода шевера совпадает с размером зубьев обрабатываемой заготовки. В операции задействованы одни и те же режущие кромки, что приводит к неравномерному износу резца, увеличивает расходы на ремонт оборудования.

Поперечное направление, тангенциальные и диагональные подачи увеличивают ресурс резца, обеспечивают равномерный износ, сокращают ход движения. Время цикла обработки уменьшается, повышается производительность оборудования и общий экономический эффект. Минимальный ход движения инструмент производит при тангенциальной подаче.

Типы шеверов

  • Дисковые – имеют вид зубчатого колеса, изготовлены из быстрорежущей стали. Рабочий ход – поступательный. Такой вид предназначен для обработки цилиндрических зубчатых колес.
  • В виде реек – состоит из плитки с канавками для установки зубцов, которые в свою очередь, изготовлены из быстрорежущей стали. Шевинг также двигается поступательно, а для изменения обрабатываемого зуба перемещается продольно.
  • В виде червяков – предназначены для червячных колес. В виде червяка с маленькими зубчиками, нанесенные сбоку винтов. Обработка, с применением данных видов шевера, возможна при круговой и радиальной их подаче.

Шевингование без проблем исправит погрешность профиля, всех шагов (основных и окружных), а также направления зубьев, но вот с накопленной ошибкой шагов, справится ей гораздо тяжелее и иногда просто невозможно.

При помощи шевингования, можно получить измененную форму резцов колеса, например, с осевой бочковидностью или фланкированным видом. Для этого понадобится особая заточка резцов или специализированное приспособление. С помощью этого можно получить любые пятна контакта соединенных зубцов у шевингованных колес в передаче и даже уменьшить шум у зубчатой передачи.

Так как рабочее движение подается только шеверу, любые погрешности кинематической цепи исключены, поэтому шевингование обладает высокой точностью при работе. От данной точности, которая достигается при предварительных работах, зависит точность зубчатых колес, если припуск маленький, то шевер не сможет исправить погрешности колеса, а при большом припуске увеличится время обработки, ухудшится точность, а также уменьшиться стойкость самих шеверов.

Инструменты и оборудование

Работы выполняются на специальных зубошевинговальных станках, тип которых зависит от производственных задач. Основными параметрами оборудования являются:

  1. Тип приводного механизма. Может быть электромеханическим или гидравлическим.
  2. Направление подачи: продольная, поперечная, тангенциальная или диагональная.
  3. Скорость шевингования заготовки за единицу времени определяет производительность станка.
  4. Максимальный размер заготовки. Для самых маленьких моделей показатель не превышает 125 мм. Массивные агрегаты способны обрабатывать детали шириной до 4000 мм.
  5. Мощность главного привода станка.
  6. Максимально допустимый модуль шестерни.
  7. Регулируемый диапазон скорости вращения маховика.
  8. Габариты и масса.

В качестве примера приведем основные технические параметры популярной модели 5Д702В – полуавтоматического зубошевинговального станка с горизонтальной осью:

  1. Диаметр шестерни от 20 до 320 мм.
  2. Модуль от 1,5 до 8 мм.
  3. Посадочный диаметр шпинделя 63,5 мм.
  4. Величина припуска при обычном шевинговании до 0,46 мм.
  5. Мощность главного электродвигателя 3,2 кВт.
  6. Габариты (Д*Ш*В, мм) 1950*1600*2130.
  7. Масса 4700 кг.

Info

Publication number
RU2483845C1

RU2483845C1

RU2011140296/02A

RU2011140296A

RU2483845C1

RU 2483845 C1

RU2483845 C1

RU 2483845C1

RU 2011140296/02 A

RU2011140296/02 A

RU 2011140296/02A

RU 2011140296 A

RU2011140296 A

RU 2011140296A

RU 2483845 C1

RU2483845 C1

RU 2483845C1

Authority
RU
Russia

Prior art keywords

tool
teeth
cycles
machined
wheel

Prior art date
2011-10-04

Application number
RU2011140296/02A
Other languages

English (en)

Other versions

RU2011140296A
(ru

Inventor
Андрей Андреевич Маликов
Андрей Викторович Сидоркин
Александр Сергеевич Ямников
Original Assignee
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» (ТулГУ)
Priority date (The priority date is an assumption and is not a legal conclusion. Google has not performed a legal analysis and makes no representation as to the accuracy of the date listed.)
2011-10-04
Filing date
2011-10-04
Publication date
2013-06-10

2011-10-04Application filed by Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» (ТулГУ)
filed

Critical

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» (ТулГУ)

2011-10-04Priority to RU2011140296/02A
priority

Critical

patent/RU2483845C1/ru

2013-04-10Publication of RU2011140296A
publication

Critical

patent/RU2011140296A/ru

2013-06-10Application granted
granted

Critical

2013-06-10Publication of RU2483845C1
publication

Critical

patent/RU2483845C1/ru

Способы чистовой отделки зубчатых колес

Отделочные виды обработки зубчатых колес подразделяют на способы обработки со снятием стружки – шевингование, шлифование, притирка и обра­ботку без снятия стружки – обкатывание.

Шевингованием (от англ. глагола to shave – брить) называется процесс чистовой отделки зубьев незакаленного зубчатого колеса, заключающийся в снятии (соскабливании) очень мелких волособразных стружек, благодаря чему исправляются профиль эвольвенты, ошибки шага, экцентриситет начальной ок­ружности. Шевингование производится круглым шевером, шевер-рейкой, ше-

Рис.14.11. Шевер 121

Рис.14.12. Схема шевингования

Шевер представляет собой режущее зубчатое колесо с прорезанными на боковых сторонах каждого зуба канавками, образующими режущие кромки. Шевер для обработки прямозубых колес имеет наклон зубьев до 15°, а для об­работки косозубых колес применяют прямозубые шевера.

Шевингование производят на специальном станке. Шевер 4, установлен­ный под углом к оси обрабатываемого колеса 5, получает принудительное вра­щение, вызывая вращение обрабатываемого колеса, свободно установленного в центрах на оправке 6. Столу 8 сообщают продольную подачу, а в конце хода – продольную (вертикальную) подачу.

Шлифование зубьев производят методом копирования и методом обкат­ки. Станки, работающие по методу копирования, производят шлифование фа­сонным кругом, профиль которого соответствует впадине зубьев, аналогично дисковой модульной фрезе. Круг шлифует две стороны двух соседних зубьев.

При шлифовании по методу имеет место значительный износ круга. По сравнению с методом обкатки, этот метод дает меньшую точность.

Рис.14.13. Схемы шлифования зубчатых колес а – метод обкатки; б – метод копирования

Метод обкатки менее производителен, но дает большую точность. Шли­фование методом обкатки заключается в том, что в процессе шлифования вос­производится зубчатое зацепление пары рейка – зубчатое колесо, в котором ин­струментом является рейка. Шлифование производится двумя кругами 1, рас­положенными под углом друг к другу и образующими профиль зуба вообра­жаемой рейки 2, находящейся в зацеплении с заготовкой 3. Круги или заготовка совершают возвратно-поступательное движение перпендикулярно оси заготов­ки. Кроме того, шлифуемое колесо имеет возвратно-поступательное движение вдоль своей оси, что обеспечивает шлифование зуба по всей длине.

Обкатывание и притирка

Обкатывание незакаленных зубчатых колес производят в масляной среде без абразивного порошка в паре с одним или несколькими закаленными коле­сами-эталонами, изготовленными с высокой точностью. В результате давления зубьев колес-эталонов на поверхности обрабатываемых зубьев сглаживаются неровности на обрабатываемых поверхностях. Профиль и шаг зубьев при этом не исправляется. Обкатывание применяют для колес невысокой точности вме­сто термообработки.

Притирку зубьев зубчатых колес производят после их термообработки на специальных станках с чугунными зубчатыми колесами-притирами. Притиры смазывают смесью мелкого абразивного порошка с маслом.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Необходимое оборудование

Параметры оборудования

Подбор необходимого оборудования осуществляется согласно задачам производства, заданным параметрам мощности и производительности зубошевинговального станка. Основной привод двигателя полуавтоматического станка может быть гидравлическим, электромеханическим.

Промышленное заводское оборудование характеризуется следующими параметрами:

Зубошевинговальный станок — характеристика

  • Скорость цикла обтачивания заготовки, производительность станка в заданную единицу времени.
  • Максимальный размер диаметра детали, подлежащей обработке, разбег значения 125–4000 мм.
  • Мощность главного привода двигателя, потребляемая мощность варьируется в пределах 1,0–14 кВт.
  • Модуль зубчатого колеса. Величину модуля зубчатого колеса определяет толщина стенки зуба.
  • Способ подачи рабочего инструмента относительно оси детали, проходящей доработку.

Например, распространённый промышленный станок модели 5702 предназначен для обтачивания зубцов колёс диаметром до 200 мм, модулем до 6 мм.

Скорость вращения маховика регулируется в диапазоне от 78 до 395 оборотов в минуту, мощность основного привода станка 2,8 кВт.

Зубошевинговальный станок модели 5702

Классификация формы шевера

В операции шевингования зубчатых колёс на станках используется следующий инструмент резки:

  • зубчатая рейка с насечками, инструмент называется реечным;
  • зубчатый диск с режущими кромками, или дисковый шевер;
  • облегающий шевер, применяется в основном для шевингования бочкообразных зубьев;
  • червячный шевер.

Цилиндрические заготовки обтачивают реечным и дисковым инструментом, червячный вид резца применяют для шевингования металла червячных зубчатых колёс.

Виды подачи инструмента

Двигатель станка придаёт рабочее движение резцу, который после зацепления передаёт движение обрабатываемой детали. От вида подачи зависит рабочий ход шевера, скорость и количество проходов обтачивания.

Виды подачи режущего инструмента:

Определение основного времени на зубошевинговальных операциях

  • поперечная подача — режущие кромки движутся перпендикулярно к оси заготовки;
  • продольная подача резца — совпадает с направлением оси детали;
  • тангенциальная подача — заготовка расположена перпендикулярно к оси шевера;
  • диагональная подача инструмента — под углом к оси обрабатываемой детали.

При использовании продольной подачи величина шага хода шевера совпадает с размером зубьев обрабатываемой заготовки. В операции задействованы одни и те же режущие кромки, что приводит к неравномерному износу резца, увеличивает расходы на ремонт оборудования.

Поперечное направление, тангенциальные и диагональные подачи увеличивают ресурс резца, обеспечивают равномерный износ, сокращают ход движения. Время цикла обработки уменьшается, повышается производительность оборудования и общий экономический эффект. Минимальный ход движения инструмент производит при тангенциальной подаче.

Область применения шевингования

Шевингование как эффективная технология широко используется современной промышленностью.

Шевингование колёс востребовано в автомобильном производстве, на основе калиброванных деталей выполнены редукторы и червячные передачи. Доработанные колёса используют при создании точных зубчатых передач в изготовлении надёжных машин и механизмов, измерительных приборов, востребованных в различных областях науки и техники.

Обточенная поверхность приобретает необходимую механическую прочность, упругость. Форма зубьев становится геометрически правильной, приобретает высокие эксплуатационные качества. Точность хода передачи повышается, снижается шумовой эффект зубчатых пар в работе.

Шевингование проходят заготовки из сплавов, не подлежащих к доработке шлифованием.

В частных случаях шевингование заменяет химическую обработку.

Окончательная обработка металла соскабливанием лишней стружки:

Чистовая обработка зубьев незакаленных цилиндрических зубчатых колес

  • исправляет ошибки боковых граней прямозубых и косозубых зубчатых колёс;
  • повышает класс точности деталей на 2–3 значения;
  • придаёт краям необходимые эксплуатационные характеристики.

Помимо обработки колёс, шевингование применяется для окончательной отделки проволоки. Соскабливание стружки с поверхности проволоки повышает упругость стали, подавляет лишние поверхностные примеси, улучшая качественный состав изделия.

Технология изобретена в 30 годах прошлого века в Англии, с тех пор нашла широкое применение в массовом автомобилестроении. В СССР, впоследствии в России, способ отделки широко используют с 1936 года.

Шевингование поверхности проходят следующие сплавы:

  • низкоуглеродистая, высокоуглеродистая, пружинная сталь;
  • алюминий, алюминиевые сплавы;
  • цинк, медь;
  • латунь, бронза.

Шевингование – менее опасный, трудоёмкий и сложный процесс, чем химическое очищение металла.

Ошибки при проектировании зубчатых колёс

Зуб, подрезанный у основания

Подрезание зуба

Согласно свойствам эвольвентного зацепления, прямолинейная часть исходного производящего контура зубчатой рейки и эвольвентная часть профиля зуба нарезаемого колеса касаются только на линии станочного зацепления. За пределами этой линии исходный производящий контур пересекает эвольвентный профиль зуба колеса, что приводит к подрезанию зуба у основания, а впадина между зубьями нарезаемого колеса получается более широкой. Подрезание уменьшает эвольвентную часть профиля зуба (что приводит к сокращению продолжительности зацепления каждой пары зубьев проектируемой передачи) и ослабляет зуб в его опасном сечении. Поэтому подрезание недопустимо. Чтобы подрезания не происходило, на конструкцию колеса накладываются геометрические ограничения, из которых определяется минимальное число зубьев, при котором они не будут подрезаны. Для стандартного инструмента это число равняется 17. Также подрезания можно избежать, применив способ изготовления зубчатых колёс, отличный от способа обкатки. Однако и в этом случае условия минимального числа зубьев нужно обязательно соблюдать, иначе впадины между зубьями меньшего колеса получатся столь тесными, что зубьям большего колеса изготовленной передачи будет недостаточно места для их движения и передача заклинится.

Для уменьшения габаритных размеров зубчатых передач колёса следует проектировать с малым числом зубьев. Поэтому при числе зубьев меньше 17, чтобы не происходило подрезания, колёса должны быть изготовлены со смещением инструмента — увеличением расстояния между инструментом и заготовкой (корригированные

зубчатые колеса).

Заострение зуба

При увеличении смещения инструмента толщина зуба будет уменьшаться. Это приводит к заострению зубьев. Опасность заострения особенно велика у колёс с малым числом зубьев (менее 17). Для предотвращения скалывания вершины заострённого зуба смещение инструмента ограничивают сверху.

3 Зубошевинговальный станок 5702А – характеристики и описание

Чистовую обработку цилиндрических незакаленных зубчатых колес (спиральные и прямые зубья) выполняют на специальных станках – 5701, 5708, 5702, 5717 и других. Они имеют примерно одинаковые технические характеристики, отличаясь между собой:

  • возможностями по обработке наибольшего диаметра колес;
  • скоростью движения;
  • используемым видам подач;
  • мощностью привода;
  • модулем колес для обработки.

Кратко рассмотрим подробнее один из таких агрегатов – зубошевинговальный станок 5702А, который активно применяется в условиях массового и серийного производства. Далее приведены его основные параметры:

  • 6 мм – максимальный модуль обрабатываемого изделия;
  • 2,8 кВт – мощность двигателя;
  • 200 мм – максимальное сечение зубчатого колеса, с которым может работать установка;
  • 78–395 об/мин – наибольшая и наименьшая скорость движения.

Станок оснащается гидравлическим приводом подач радиального типа, электромеханическим – продольного типа. Его можно использовать и для диагональной подачи колеса. Вращение шевера, который располагает 10-ью ступенями, обеспечивает главный электродвигатель. Настроить ступени можно при помощи зубчатых сменных колес.

Правая бабка агрегата дает возможность зажимать пинолью заготовку в рабочих центрах. Головка рабочего инструмента позволяет осуществлять настройку угла зацепления благодаря тому, что она способна поворачиваться в обе стороны на угол от 0 до 35 градусов.

Продольные подачи выполняются посредством двигателя мощностью 0,6 кВт. Подачи радиального вида происходят за счет передвижения консоли рабочего стола вертикально (через зубчато-реечную передачу и гидравлический цилиндр). На станке также можно работать с бочкообразными зубьями. Подобная универсальность агрегата и предопределила его востребованность.

Шевингование — зубчатое колесо

Схемы зубошевиигования за один ход.

Большое распространение получает способ шевингования зубчатых колес средних модулей за один ход шеверами специальной конструкции. Шевер такой конструкции позволяет снимать весь припуск за один рабочий и один обратный ( калибрующий) ход стола, осуществляемый при постоянном расстоянии между осями шевера и колеса.

Окружная скорость вращения шевера при шевинговании зубчатых колес, изготовленных из стали с пределом прочности ов 60 — j — — т — 75 кГ / мм2 ( 590 — т — 738 Мн / м2), принимается около 100 м / мин.

Этот метод применяют в массовом производстве для шевингования зубчатых колес с шириной венца до 40 мм и модулем до 5 мм.

Принципиальная схема работы шевинговального станка.

Точность шевингования зависит от первоначальной точности подготовленного к шевингованию зубчатого колеса, так как оно может произвести исправление профиля не более чем на одну степень точности.

Шевинговальные станки, выпускаемые некоторыми зарубежными фирмами, могут обеспечить шевингование зубчатых колес диаметром до 5400 мм. Припуск, оставленный под шевингование на каждую сторону, должен быть около 0 025 — 0 05 мм.

В настоящее время в металлообработке все большее распространение получает способ шевингования зубчатых колес средних модулей за один проход шеверами специальной конструкции.

Шевингование бочкообразного зуба.

Благодаря значительному повышению посредством шевингования точности зубчатых колес и высокой производительности шевингование зубчатых колес применяют не только в массовом и крупносерийном производстве, но и в серийном и даже в мелкосерийном. При отсутствии специальных станков для шевингования можно приспособить вертикально-фрезерный станок с поворотной фрезерной головкой, обеспечивающей образование угла скрещивания осей шевера и зубчатого колеса.

Для композитов с термопластичной матрицей могут успешно применяться такие специальные виды механической обработки, как токарно-автоматные операции, нарезание наружной резьбы, нарезание и шевингование зубчатых колес, строгание, развертывание, вырубка и пробивание отверстий. Так как эти процессы требуют для их реализации специального оборудования и инструмента, для них не существует единой стандартной технологии.

Схема шевингования зубьев колес показана на фиг. Шевингование зубчатых колес производят на специальных станках. При шевинговании ось шевера устанавливают под углом по отношению к оси обрабатываемого колеса, равным углу наклона зубьев. Зацепление зубчатого колеса, имеющего прямые зубья, с шеверам, имеющим наклонные зубья, обеспечивает относительное скольжение профилей в направлении зубьев. Относительная скорость скольжения профилей зубьев и является скоростью резания при шевинговании. Обрабатываемое зубчатое колесо устанавливают на оправке в центрах станка и приводят во вращение шевером.

При более высоких его значениях осевое скольжение увеличивается, условия резания улучшаются, но ухудшается направляющее действие шевера. Для шевингования зубчатых колес с правой спиралью применяют шевер с левой спиралью, и наоборот; для шевингования прямозубых колес направление спирали шевера не имеет значения. При шевинговании блочных зубчатых колес или колес с буртами необходимо проверить, не будет ли шевер в крайнем положении врезаться своим торцом в соседний зубчатый венец или бурт.

Нормальная работа обработанных шевингованием зубчатых колес может быть обеспечена при условии, что активная часть профилей их зубьев будет меньше активной части профилей зубчатых колес при зацеплении с шевером в процессе их обработки. Это условке соблюдается, если проекция активной части линии зацепления на торец сопрягаемых колес при шевингозании будет больше активной части линии зацепления таких колес в работе.

При тангенциальном ( касательном) шевинговании ( рис. 288) обрабатываемое колесо движется возвратно-поступательно под прямым углом по отношению к своей оси. Этот метод применим для шевингования зубчатых колес с узкими венцами, закрытых венцов и шевронных колес. Активная ширина шевера должна быть больше ширины зубчатого венца колеса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Механика металла
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: