Классификация мостовых кранов
По конструкции классифицируют:
- Опорные — краны, мостовая конструкция которых напрямую и сверху опирается на рельсовый путь, по которому она передвигается.
- Подвесные — модели, крепящиеся на рельсовый путь снизу, к его полкам.
- Козловые — краны, мост которых с помощью опор устанавливается на рельсовый путь.
По грузоподъемности выделяют модели:
- Первой группы — работающие с весом до 5 т;
- Второй группы — поднимающие до 50 т;
- Третьей группы — рассчитанные на вес до 300-320 т.
По назначению кланы классифицируют на:
- Общие — решают стандартные строительные задачи;
- Специальные — обеспечивают проведение специфических грузоподъемных операций.
По типу привода выделяют:
- Ручные — необходимо приводить в движение лебедку для выполнения рабочих задач.
- Электрические — функционируют без участия оператора, от сети.
Механизм перемещения груза — червячная передвижная таль
Главная техническая характеристика для данного вида техники — это величина пролета. Управление мостовым краном осуществляется из башенной кабины. При определенных условиях оно может проводиться и при использовании выносного пульта управления диспетчером . Стоит отметить, что для повышения уровня безопасности рабочих скорость движения тележки и моста большинства кранов представленного типа значительно снижены. Если в производственном цеху в воздухе имеется большое количество вредных примесей, то его управление осуществляется исключительно в дистанционном режиме.
Наиболее распространенный в современном производстве кран подъемник — это оборудование типа кран-балка.
Применение и устройство КК
Козловые подъемные механизмы незаменимы в местах, где подъезд остальной грузоподъемной техники проблематичен или исключен.
Занимая минимум места на земле, агрегат охватывает большую площадь для перемещения грузов.
Применение
- складскиеи промышленные территории, грузовые дворы;
- заводы—полигоны по изготовлению металлических конструкций, ЖБИ (ККМ-20);
- перегруз контейнеров на товарных станциях, ж/д узлах, в морских портах (КК-16/20);
- работаслесозаготовками, древесиной (ЛТ-62);
- монтаж сборных промышленных сооружений и оборудования (КК-12,5);
- обслуживаниешлюзов, плотин, тепловых и гидроэлектростанций;
- вкорабле—исудостроении (производство крупных судов, фиксация частей корпуса при сварке).
Классификация мостовых кранов
В соответствии с требованиями ГОСТ все представленные на рынке модели делят на устройства общего и узкопрофильного назначения. Специализированные механизмы отличаются тем, что в их комплектацию включены захваты узкой направленности. К примеру, при работе с металлоломом используются магнитные мостовые краны, с сыпучими материалами — грейферы. Общепромышленные модели оснащаются крюком с автоматической защёлкой, что позволяет использовать их для перемещения грузов на стропилах.
ГОСТ 27584-88 Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия
1 файл 614.74 KBОтдельные виды мостовых кранов разрабатываются для эксплуатации в определённых отраслях производства с учётом особенностей поставленных задач, условий работы. Такую технику выпускают, к примеру, для металлургических предприятий. Они отличаются способностью выдерживать длительную эксплуатацию в условиях воздействия агрессивных сред, высоких температур, оснащаются специальными захватами (ковочными, литейными, для работы со слитками).
Также бывают однобалочные мостовые краны и двухбалочные. Если мост состоит из одной балки, грузоподъёмное оборудование отличается сравнительно небольшим весом. Но это отрицательно сказывается на их грузоподъёмности: она не превысит 10 т. При этом возможна комплектация дополнительной консольной тележкой, что расширит сферу применения оборудования.
Двухбалочные модели допускает использование не только стандартной грузовой тележки, но и дополнительных навесных механизмов. За счёт этого увеличивается сфера использования техники, расширяются возможности управления за счёт применения дистанционных пультов. Это мощные мостовые краны, активно задействованные на производственных предприятиях различных отраслей промышленности.
По конструкции
В зависимости от способа установки металлоконструкций на крановом пути различают подвесные и опорные модификации оборудования. В первом случае крепление выполняется на нижний, а во втором случае – на верхний горизонтальный пояс пролётной балки.
Важным преимуществом подвесных механизмов является сравнительно невысокая стоимость и простота монтажных работ. Но грузоподъёмность таких механизмов не превышает 8 т. Конструкции отличаются небольшой высотностью, что позволяет увеличить рабочую зону в сравнении с опорными аналогами, имеющими большую производительность (до 500 т).
По способу перемещения
Мостовые модели стандартного исполнения перемещаются в ходе выполнения работ по параллельным путям. Но конструкция мостовых кранов позволяет использовать их в модификации, учитывающей особенности технологического процесса, характер размещения производственного оборудования. Для решения специализированных задач возможна установка грузоподъёмной техники со следующими принципами перемещения.
- Радиальным. Механизм подъёма на балке сможет вращаться вокруг площадки, которая жёстко закреплена в центре цеха, по кольцевому рельсу.
- Поворотным. Работы в отличие от предыдущего варианта могут выполняться в любой точке, ограничения в передвижениях связаны только с протяжённостью проложенных подкрановых путей.
- Хордовым с меньшей площадью обслуживания в сравнении с радиальным. Из-за особенностей конструкции радиус вращения при этом останется неизменным.
- Кольцевым с передвижением механизмов по рельсам разного диаметра. Конструкция в этом варианте несколько усложняется из-за необходимости использования ходовых колёс, отличающихся между собой по размеру во избежание проскальзывания.
По грузоподъемности
Грузоподъемность мостовых кранов – одна из основных характеристик техники. Наибольшее распространение получили модели, у которых этот параметр составляет 1‑50 т. В большинстве случаев для промышленного использования этого достаточно. Для выполнения узкопрофильных задач задействуют технику грузоподъёмностью до 500 т (к примеру, для монтажа турбины гидроэлектростанции).
По типу привода
Выпускаются мостовые модели с ручным и электроприводом. В первом случае в качестве основного рабочего механизма для передвижения применяются тали червячного типа. Это оптимальный вариант при необходимости регулярной работы с небольшими грузами в ходе сборочных или ремонтных работ на машиностроительных предприятиях.
Электрический привод для мостового крана используется чаще, так как позволяет успешно работать с грузами высокой тоннажности без физических усилий со стороны оператора. Для передвижения конструкций используется до 4 электродвигателей (зависимости от требований к производительности). Для передачи вращения на колёса задействуют только редуктор или его комбинацию с трансмиссией.
Пара слов о монтаже
Краны монтируются согласно ГОСТ
При транспортировке отдельные части краны консервируются, другие (в частности, балки) — поставляются без упаковки.
Сборка конструкции производится непосредственно у заказчика, там же проводятся дополнительные испытания на прочность и надёжность. Простота монтажа является одним из достоинств однобалочных кранов.
Среди положительных составляющих однобалочных кранов находится их способность к различным манёврам. Имея небольшие габариты, сравнительно небольшой вес, конструкции могут использоваться в любых условиях, даже при затруднённом варианте работы.
Меры безопасности при эксплуатации тормоза ТКГ (ТКТГ) для крана
Внимание! Все эксплуатационные действия с данным механизмом могут выполняться только с соблюдением всех действующих требований электробезопасности и пожарной безопасности. Колодочный тормоз ТКГ обязательно заземляется
Также должны соблюдаться ГОСТ 12.2.003 по безопасности оборудования на производстве, «Правила техники безопасности» и специальные «Правила технической эксплуатации потребительских электроустановок».
Процедура отключения либо подключения толкателя тормоза ТКГ может выполняться исключительно в обесточенной сети. Подключенное устройство при этом обязательно должно быть закрыто крышкой коробки выводов (проведение испытаний или эксплуатация при открытой крышке запрещена). Максимально допустимое сопротивление между корпусом и заземляющим болтом может составлять 0,1 Ом.
Для тормозов ТКТГ толкатели выпускаются со степенью защиты типа IP54 (согласно ГОСТу 14254). Сопротивление изоляции, измеряемое между обмоткой электродвигателя и корпусом, составит 20 Мом (согласно ГОСТу 15150-69) при холодном состоянии и нормальных условиях эксплуатации.
Обмотка двигателя толкателя может испытываться на воздействие повышенного напряжения 1760 Вт (50 Гц). Этот показатель должен выдерживаться в течение 1 минуты без поверхностного перекрытия или пробоя. Аналогичные испытания могут быть проведены повторно только при снижении величины испытательного напряжения на 20 %.
Запрещены любые действия по обслуживанию, ремонту или регулировке колодочного тормоза ТКГ для крана в процессе его работы. К работе с ним допускаются лица старше 18 лет после прохождения ими специального обучения. Они должны обладать необходимыми знаниями техники безопасности, принципа работы, устройства, характерных неисправностей и их методов ремонта.
Гарантия производителя
Для обеспечения нормального безаварийного функционирования узлов и деталей крана владелец должен обеспечить надлежащую систему технического обслуживания его во время эксплуатации — согласно паспорта и РЭ.
Изготовитель гарантирует соответствие крана требованиям нормативных документов «Краны мостовые однобалочные подвесные» ГОСТ 7890, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» и ТУ 3150-021-12573741-2016 при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения, изложенных в Паспорте и РЭ.
Гарантийный срок эксплуатации 18 месяцев со дня ввода крана в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки с предприятия-изготовителя. Срок службы при работе в паспортном режиме — 20 лет. Ресурс до первого капитального ремонта — 10 лет.
Области применения
Сферы применения мостовых кранов весьма широки. Такие устройства могут использоваться в самых различных сферах:
- строительстве для перемещения одиночных или сыпучих грузов – в качестве грузозахватывающего механизма используют крюки или грейферные механизмы;
- цехах для перемещения различных грузов – в зависимости от направления производства к уже упомянутым типам грузозахватных механизмов дополнительно добавляется электромагнит (для перемещения железных материалов) или комбинация его с грейфером;
- транспортно-логистических компаниях (палубные) для перемещения контейнеров – оснащаются специальными захватами разных размеров;
- в литейном производстве для перемещения тяжелых и крупногабаритных объектов – имеют в конструкции специальные захватные устройства.
Очень важной характеристикой для выбора крана является его грузоподъемность. Мостовые краны разделены на несколько групп:
- первая — перемещающие грузы до 5 тонн;
- вторая — работающие с грузами грузами до 50 тонн;
- третья — поднимающие до 300–320 тонн.
Монтаж кранов и подкрановых путей
В зависимости от устройства грузоподъемные краны делятся на несколько видов:
- стреловые краны, для которых характерной особенностью является наличие перемещающейся по стреле тележке или установленного на стреле подвесного грузозахватного механизма: к ним относятся также портальные и полупортальные краны, башенные краны;
- краны мостового типа, в котором тележка или электроталь передвигается по специальному мосту: к данному типу относятся наибольшее количество видов (консольные краны, мостовые краны и перегружатели, козловые и полукозловые краны);
- у кранов с несущими канатами на несущих канатах, закрепленных в опорах, перемещается грузовая тележка, на которой укреплен грузозахватный механизм;
- главной особенностью кранов-штабелуров является наличие вертикальной колонны, которая служит для перемещения устройства штабелирования грузов.
В зависимости от возможности перемещения краны подразделяются на стационарные (не перемещаемые), радиальные (перемещается по кольцу вокруг стационарной опоры), самоподъемные (движется по вертикальной стене строящегося здания), а также передвижные, самоходные и прицепные краны. Поскольку кран является специальным механизмом, который применяется в случае необходимости выполнения грузоподъемных работ в конкретном месте, после окончания таких работ возникает необходимость его перемещения. Для смены места дислокации некоторых видов кранов необходимо проведение работ, связанных с монтажом и демонтажом крана.
Перечень работ, проведение которых необходимо провести при монтаже или демонтаже кранов определяется видом крана. При монтаже некоторых видов кранов требуется устройство бетонного фундамента, установка рельсовых путей, после окончания которых приступают к сборке и введению в эксплуатацию кранового оборудования.
Монтаж башенного крана заключается в осуществлении перевода крана из транспортного положения (сложенных отдельных частей) в рабочее. Доставка разобранного крана на рабочую площадку осуществляется после окончания подготовительных работ: укладки подкрановых путей, подготовки въездов, выполнения заземления и подведения электропроводки.
Работы по монтажу мостового крана включают проведение таких основных операций, как сборка тележек, самого моста, крана, крановой кабины и других узлов. Эти виды работ проводятся на земле, а затем узлы поднимаются к месту их расположения и соединяются с мостом крана или тележкой. После осуществления таких работ проводится установка, наладка и регулировка электрического оборудования и других узлов и механизмов с последующим их испытанием.
Аналогично осуществляется монтаж козлового крана. Монтажники-профессионалы также могут выполнить работы по сборке, наладке, регулировке опорных кранов, а также портального крана, консольного крана и других видов. После составления сметы выполняемых работ определяется цена монтажа или демонтажа кранового оборудования. Проведение таких работ требует привлечения специалистов. Их квалификация и опыт работ гарантирует в дальнейшем безопасную эксплуатацию механизмов.
Виды оборудования
По типу мостов выделяют следующие разновидности:
- однобалочные;
- двухбалочные.
Мостовые краны первого типа оснащены консольной тележкой. Она передвигается вдоль одной пролётной балки. Возможно оснащение и двумя тележками: консольной и опорной. В таком случае первая будет выполнять вспомогательную функцию, вторая – основную. Наличие сразу двух видов тележек позволяет оборудованию повысить манёвренность и производительность. Эти модели известны под названием «кран-балки».
Электрические краны второго типа оснащены двумя пролётными и двумя концевыми балками. Благодаря такому виду крепления, грузоподъёмное оборудование перекрывает весь пролёт рабочего помещения или цеха. Специальные механизмы обеспечивают перемещение крана по путям. Опорная тележка состоит из таких элементов:
- механизм перемещения вдоль моста;
- рама;
- механизм подъёма.
Однобалочные краны отличаются меньшим весом и лучшей манёвренностью, но уступают двухбалочным моделям по грузоподъёмности. Традиционно они используются в цехах, которым требуется перемещать менее тяжелые грузы (до 16 тонн).
Двухбалочные краны способны поднимать груз до 320 тонн, поэтому широко используются на промышленных предприятиях.
Установка кран балки
Кран-балка– это подвижный грузоподъемный механизм, перемещающийся по пролетной балке. Он устанавливается в складских или промышленных помещениях, цехах, на СТО и под открытым небом для разгрузки, погрузки или перемещения различных видов тяжеловесных грузов.
Способы установки кран балки
Монтаж кран-балки зависит от типа конструкции. Она может быть опорной или подвесной. В первом случае кран двигается сверху рельсового пути. Подвесные мостовые краныперемещаются по монорельсовому пути, для обустройства которого используетсядвутавровый профиль, подвешиваемый непосредственно на перекрытия строений. Благодаря такой конструкции кран подходит даже для перемещения грузов вдоль стен. Для подъема грузов устанавливается электрическая или ручная таль.
Установка кран-балки в производственном помещении начинается с монтажа подкрановых путей. Если он выполняется внутри здания, то целесообразнее использовать подвесную конструкцию, она на порядок дешевле опорной
Но здесь важно правильно рассчитать пиковую нагрузку на несущие элементы сооружения
Проект установки кран балки
Проектирование мостового крана требует тщательного изучения предстоящих условий эксплуатации такого оборудования. В учет берутся максимальные предполагаемые нагрузки, размеры помещения, наличие надежных несущих конструкций и пр.
В проект установки кран-балки входят:
- чертежи общих видов и детализация;
- спецификация на все конструкционные элементы;
- принципиальные и монтажные схемы;
- техническое описание грузоподъемного оборудования;
- чертежи электрооборудования;
- инструкция по монтажу и эксплуатации.
Монтаж и демонтаж кран-балок
Установка кран-балки в цеху выполняется с помощью монтажной мачты, самоходного крана или силовых элементов здания. Основная задача при креплении подкрановых путей – обеспечение минимального отклонения ходовой балки в горизонтальной и вертикальной плоскости. Дополнительно устанавливаются ограничители хода, позволяющие исключить вероятность схода мостового крана с путей. Если во время монтажа используются сварочные работы, то покрыть сварные швы антикоррозийной краской.
При демонтаже крана-балки обязательно ограждается зона выполнения работ. Перед их началом устанавливаются опоры, которые фиксируют грузоподъемный механизм на путях. Кран отключается от электросети, отсоединяют линии троллейного шинопровода или гибкого токоподвода. Демонтируется тельфер или ручная таль. Опорный мост снимается с помощью автокрана. Все элементы и детали маркируются, упаковываются и могут быть перевезены на другой объект для сборки конструкции заново.
Обслуживание кран-балок
Механизмы и узлы любого оборудования изнашиваются в процессе работы. Это касается и кран-балок, выдерживающих колоссальные нагрузки. Износ деталей может привести к снижению эффективности работы оборудования или к выходу его из строя из-за аварийной ситуации. Избежать подобных проблем поможет своевременное обслуживание мостового крана. Оно проводится ежегодно и включает в себя:
- очистка механизмов от пыли и загрязнений, смазка узлов;
- регулировка тормозной системы;
- осмотр и тестирование электродвигателя при различных нагрузках;
- проверка уровня масла в редукторах;
- восстановление изоляции кабелей;
- тестирование системы управления;
- проверка надежности креплений.
Ремонт кран-балок
Ремонтные работы могут быть начаты только после индивидуального осмотра оборудования опытным инженером. Он самолично приезжает на объект и уже на месте проводит необходимую диагностику, определяя причину поломки механических узлов или электрооборудования.
Для расчета стоимости ремонта составляется предварительная смета. В ней детально расписываются работы и материалы, которые потребуются для устранения неисправности. Ремонт кран-балки начинается после утверждения сметы с заказчиком. Её сумма остается неизменной до сдачи объекта в эксплуатацию.
Кран-балка 5 тонн — технические характеристики и устройство
Кран-балка 5 тонн – грузотранспортный механизм мостового типа, который используется для поднятия, перевозки груза. От мостового крана оборудование отличается тем, что не требует занятости крановщика, оказывает сниженную нагрузку на несущие элементы конструкции, имеет меньшую стоимость.
Преимущества использования
По сравнению с другой подъемной техникой, у кран-балок существует несколько преимуществ. У такой техники небольшая рабочая зона. Монтаж осуществляется без применения монтажной колонны или автокрана. При необходимости замена поврежденного или изношенного двутавра производится без демонтажа концевых балок. А также существует возможность произвольного складирования и размещения технологического оборудования.
Виды и устройство
По конструктивным особенностям выделяют кран-балки двух видов:
- опорные;
- подвесные.
Они широко применяются в строительно-монтажной отрасли, складских помещениях различного профиля, на авторемонтных предприятиях. В зависимости от технических характеристик, этот тип грузоподъемного транспорта производится в разных модификациях.
Подвесная кран-балка 5 т — этот вид используется только в закрытых ангарах или цехах. Ходовые колеса транспорта движутся по фермам производственного помещения или двутаврам, закрепленным на опорах. Расстояние перемещения грузового устройства ограничивается путевыми выключателями, установленными в торцах троллейного пути. Конструкция состоит из однопролетной балки, механизма подъема, выносного управляющего пульта, ходовой каретки.
Особенность подвесной кран-балки
Опорная кран-балка — эта разновидность представляет собой конструкцию, основой которой является пролетная балка, оснащенная грузовой кареткой с необходимыми узлами. Движение осуществляется вдоль пролета по рельсам, смонтированным по всей длине помещения. Параллельно рельсовым путям проложены троллеи, по которым подается питающее напряжение на конструктивные узлы опорной кран-балки. Как и у предыдущей модели, путевые выключатели служат ограничителями передвижения.
Особенность опорной кран-балки
Основные технические параметры
Популярность кран-балки 5 т объясняется оптимальным сочетанием компактных размеров с быстротой, тоннажностью перевозимых грузов, удобством эксплуатации.
Основные технические параметры стандартной модели подвесной кран-балки 5 т:
Используемый пролет | до 25 метров |
Полная длина крана | до 27,9 метра |
Скорость движения | 0,5 м/с |
Скорость подъема | 0,13 м/с |
Высота подъема | до 18 метров |
Масса крана | до 2,8 тонны |
Длина консолей | до 1,2 метра |
Мощность электрических двигателей | 4х0,37 кВт |
Кран-балка 5 т опорного типа в стандартной комплектации имеет следующие основные технические параметры.
Используемый пролет | до 16,5 метра |
Вес крана | до 3,27 тонны |
Высота подъема груза | до 6 м |
Скорость подъема | 0,13 м/с |
Скорость движения | 0,33 м/с |
Кран-балка любого типа работает от источника трехфазного тока напряжением 380 B. Ее применение отличается сравнительно низким энергопотреблением. Для подвода электричества используется гибкий кабель. Современные модели функционируют в обширном диапазоне температур: от –20 до +40ºС. Устройство комплектуется дистанционным пультом управления, с которого подаются команды для перемещения узлов механизма.
Устройство кран-балки
Особенности установки
Для монтажа кран-балки предусмотрены различные технологические приемы, в зависимости от ее вида. При установке кран-балки 5 т опорной, концевые балки монтируются к подкрановым путям. На следующем этапе наверх поднимается пролетная балка механизма. В завершение производится установка опорной модели, закрепление концевых и несущих деталей оборудования.
Монтаж кран-балки
Сборка подвесного механизма начинается внизу. Предварительно осуществляется соединение несущей и концевых балок. Скомплектованное оборудование поднимается на необходимое расстояние, монтируется на подготовленных подкрановых путях. Для безопасной эксплуатации грузоподъемного средства необходимо усилить перекрытия, установить дополнительные опоры.
Чтобы выбрать требуемый типоразмер кран-балки 5 т, следует оценить имеющуюся ширину пролета помещения, необходимую минимальную и максимальную грузоподъемность. Дополнительными критериями могут быть скорость перемещения оборудования и высота поднятия груза. При необходимости работы на открытых эстакадах производится дополнительная защита электрических узлов от внешнего воздействия.